Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД предупреждает, что война в Украине угрожает гуманитарной катастрофой для людей с вирусом иммунодефицита. По данным ООН, более четверти миллиона украинцев имеют ВИЧ-позитивный статус, а отсутствие доступа к антиретровирусной терапии может грозить волной смертей и риском возобновления пандемии СПИДа в Украине.
"Как доехать, как получить терапию?" Люди с ВИЧ и эвакуация
Алина Шабанова показывает нам свою временную квартиру во Львове. Она приехала сюда с двумя сыновьями из Киева после того, как недалеко от их дома российские военные обстреляли телевышку: "Это было очень громко, очень страшно. И я приняла решение, что надо уезжать".
У Алины ВИЧ-позитивный статус. Об этом она узнала 16 лет назад во время первой беременности. "Первая ночь, наверное, была самая страшная. Такие мысли у меня были: "Хоть бы прожить лет 15, чтобы ребенок немножко встал на ноги". А сейчас – пятнадцать умножаю на четыре, а может, и на больше! Это не приговор, с этим можно жить, можно рожать здоровых детей, выходить замуж и ни в чем себе не отказывать. И, наверное, это сделало меня сильнее".
Здоровье Алины, как и других украинцев с ВИЧ, напрямую зависит от регулярного приема антиретровирусной терапии. Прерывать терапию категорически нельзя. Поэтому, когда началась война, рассказывает Алина, у многих ВИЧ-позитивных в Украине началась паника:
"Было непонятно, как доехать, как получить терапию? Как я буду, что я буду делать без терапии? Потому что это жизненно необходимые препараты. Было сложно. У нас в группе в закрытой в фейсбуке этот вопрос поднимался каждый день".
У Алины был небольшой запас препаратов. Уже здесь, во Львове, она получила антиретровирусную терапию еще на месяц. Теперь помогает и консультирует на собственном опыте других ВИЧ-позитивных. Особенно тех, кому пришлось покинуть свои города.
"Я работаю с ВИЧ-позитивными женщинами. Оказываю помощь: где получить, куда встать [на учет], – рассказывает Алина. – Если это заграница: Польша, Германия – там уже они получают терапию. Есть такие, кто боится раскрывать свой статус за границей. Есть разные причины: они боятся, что узнают люди, у которых они живут. Масса таких страхов. И мы им отправляем терапию: получаем здесь – и перенаправляем уже дальше".
"Почти месяц транспорт не ходил – передавали с хлебной машиной"
Один из пунктов выдачи препаратов во Львове. Теперь здесь обеспечивают антиретровирусной терапией не только местных жителей, но и переселенцев из других регионов Украины.
"Очень много из Киевской области, из Харькова. Вообще со всей Восточной Украины, – говорит старшая медсестра Ирина. – Раньше мы выдавали на полгода. В критическое время, когда началась война, мы выдавали на месяц. Сейчас, слава богу, налаживается система поставок и, соответственно, мы можем выдавать и до трех месяцев".
До полномасштабной войны проблем с поставками в Украине не было, рассказывает Дмитрий Шерембей – глава крупнейшей пациентской организации "100% Жизни", которая обеспечивает лечением ВИЧ-положительных людей по всей стране. Сейчас же сотрудникам и волонтерам фонда пришлось полностью перестроить всю логистику:
"Был полностью аннулирован воздушный цикл поставки медикаментов. И это видоизменило абсолютно календарь: за сколько времени поставят, объемы и возможность доставить сами препараты. Если давать какую-то общую оценку в Украине на данный момент, то да, действительно, были проблемы с поставкой. Они имели региональный эпизодический характер. И были случаи, когда люди прерывали лечение".
Чтобы не было паузы в лечении, волонтеры стараются доставлять лекарства и на оккупированные территории. Оксана Чернышенко из Мелитополя. С ВИЧ-статусом живет уже 22 года. С начала войны, по ее словам, вместе с гуманитарной помощью трижды приезжали в город и необходимые препараты. Этого должно хватить мелитопольцам на четыре месяца.
"У нас практически месяц транспорт не ходил. У нас не ходили маршрутки в села, терапию невозможно было отправить ни маршруткой, ни почтой. Мы нашли выход. Передавали с хлебной машиной. Несколько раз так передавали терапию людям. Точно так же за это время к нам приезжали люди с Мариуполя, с тех мест, где более активные боевые действия. Некоторые остались у нас терапию получать. Некоторые получили терапию и поехали дальше", – рассказывает Оксана.
Запас на полгода
Ситуация с обеспечением препаратами в данный момент не критическая, говорит Дмитрий Шерембей. Но при этом угроза прерывания лечения для людей с ВИЧ в Украине, пока идет война, никуда не исчезнет.
"До момента нашей победы над Российской Федерацией, над армией Путина каждый день в нашей жизни будет существовать риск, что либо будут разрушены склады, либо медицинское учреждение, либо, к сожалению, погибнут люди, которые доставляют антиретровирусную терапию. Такой риск всегда будет присутствовать", – объясняет Дмитрий.
Того запаса медикаментов для ВИЧ-позитивных, который есть сейчас в Украине, хватит примерно на полгода. В Центре общественного здоровья запустили специальный чат-бот и отдельную онлайн-платформу, где в любое время можно проверить наличие препаратов. Чтобы не допустить худшего сценария, специализирующиеся на поддержке ВИЧ-положительных украинцев фонды и организации уже работают над новыми поставками.