Латвия продолжает принимать беженцев из Беларуси. Это люди, которые пострадали во время акций протеста или которым после задержаний на родине грозит уголовная ответственность. В Латвии они проходят лечение, реабилитацию, а потом вынуждены ждать получения официального статуса беженцев. Рассказываем, как живут бежавшие из Беларуси люди.
С Ильей Дмитриевым мы встречаемся в центре Риги, обычно он приезжает сюда, чтобы принять участие в акции солидарности белорусов. Последнее время в Латвии они проходят регулярно.
"На меня же завели уголовное дело в Беларуси. За призыв к захвату власти. Что тебе за это грозит? От семи до десяти лет лишения свободы", – говорит он.
Дмитриев из Минска. В Беларуси он работал в Государственном молодежном театре. Он режиссер кино и телевидения, член Союза кинематографистов. Уголовное дело на Илью завели после того, как он записал видеообращение с требованиями прекратить насилие, освободить всех политических заключенных и передать власть мирно. После этого Илья начал получать угрозы, а глядя на аресты других протестующих, он решил забрать семью и уехать в Латвию.
"Мы обратились в посольство Латвии в Минске. Пообщались с послом. Он нам дал инструкцию, как что делать. Он придумал нам легенду, чтобы не было никаких проблем на границе, что мы едем якобы к больной тете в Даугавпилс", – говорит он.
В Латвии Илья с семьей живет уже два месяца, их разместили в центре для содержания беженцев. Обустроиться на новом месте активно помогает местная диаспора. Живущие в Латвии белорусы, в том числе политические беженцы, регулярно проводят акции протеста у посольства, акции памяти в честь пострадавших и погибших.
В начале ноября в Риге прошла встреча диаспоры со Светланой Тихановской. На поддержку белорусского гражданского общества власти Латвии выделили уже больше 250 тысяч евро, в том числе на лечение пострадавших во время протестов.
Во время одного из протестов в Новополоцке участники акции перекрыли дорогу, навстречу им шли силовики, в какой-то момент начали взрываться шумовые гранаты. Слава Слижиков был одним из участников протеста. Он рассказывает, что в тот вечер осколок шумовой гранаты попал ему в ногу. Слава 11 дней провел в больнице, после выписки волонтеры белорусского фонда предложили поехать в Латвию на лечение и реабилитацию. На границе его встречала машина скорой помощи.
"Здесь мне сделали операцию, потом я попал в реабилитационный центр, потом ноге стало хуже, я перенес вторую операцию. Здесь мне сказали, что полностью нога не восстановится. Ну я улыбнулся, сказал, что восстановится, я буду за это бороться", – говорит Слижиков.
В Новополоцке Слава работал на нефтеперабатывающем заводе, сейчас в Латвии он, как и другие беженцы, ждет оформления документов. Разрешения на работу у него нет.
"Остались дети в Новополоцке, которых надо обеспечивать. И очень большая проблема. Морально бьет то, что нам не дают работать, а очень хотелось бы", – говорит он.
Слава, как и другие беженцы, получает пособие, это 3 евро в день на человека. С продуктами, одеждой и всем необходимым помогает местная диаспора. Сейчас он ждет оформления документов и получения официального статуса. Пока его нет, нельзя в Латвии официально работать, и для многих беженцев из Беларуси это стало проблемой.
С одной стороны, Латвия и другие страны Балтии активно приглашают переехать белорусские IT-компании, некоторые уже приняли решение перевезти сюда сотрудников. Рабочие визы страна оформляет быстро, но беженцы остались вне этой системы. Неправительственные организации пытаются решить вопрос, чтобы Слава и другие белорусы могли получить рабочие визы.
Недавно тему беженцев в Латвии прокомментировал Александр Лукашенко.
"Вон, сегодня пришла информация из Латвии. Некоторые туда уехали. Позвали их туда. Где они сейчас живут в этой стране. В какой-то резервации на 2,5 доллара в день. Где миллионы, которые обещали", – сказал Лукашенко.
Самим беженцам есть что на это ответить
"Меня никто не избивает, не поджидают бандиты в масках возле подъезда, меня не хотят посадить в тюрьму. Мои дети засыпают спокойно и не слышат взрывов, выстрелов. Для меня главным было спокойствие", – говорит Илья Дмитриев.
"В Беларуси тысячи людей живут на три евро в день. Это пенсионеры, и государство им не платит ни за коммунальные услуги, ни за лекарства, поэтому то, что делает Латвия, это хорошо, и на этом спасибо", – сказал Родион Бегляк.
Родион был задержан и избит во время мирного протеста в городе Гомель.
"Участие в массовых беспорядках – есть такая статья в Уголовном кодексе. И там наказание – несколько лет лишения свободы. Это вот то, чем бывший президент Лукашенко нам сейчас угрожает", – говорит он.
В Латвии Родион активно участвует в жизни диаспоры, в том числе пытается сдвинуть бюрократические задержки с мертвой точки.
"Я организую разные штуки, например, пикеты, помощь беженцам, сбор средств для беженцев. Мы работаем с неправительственными организациями, чтобы пролоббировать быстрее вопрос, чтобы рабочие визы давали", – рассказывает Бегляк.
В Министерстве иностранных дел Латвии заявили, что поддержка белорусского гражданского общества будет продолжаться, деньги выделяют на лечение, реабилитацию пострадавших, на работу независимых СМИ и неправительственных организаций.