Зимой будет много атак по Украине, заявил на прошлой неделе президент Владимир Зеленский, отвечая на вопрос журналистов, к каким вызовам готовятся украинские власти. До зимы еще пара месяцев, но и сегодня в Украине уже 421 населенный пункт остается без электричества из-за боевых действий. В компании "Укрэнерго" заявляют, что ремонт проводится там, где позволяет ситуация. Кроме того, Украина запасается газом и углем, активно ремонтирует ТЭЦ, ТЭС и агрегаты гидроэлектростанций.
К концу прошлой зимы Россия повредила или полностью уничтожила половину всех объектов украинской энергосистемы, сообщил исполнительный директор компании ДТЭК Дмитрий Сахарук. ДТЭК – это крупнейшая частная компания по производству электроэнергии в Украине. В сентябре гендиректор ДТЭК Ильдар Салеев заявил, что энергетики отремонтировали 13 энергоблоков ТЭС из запланированных 27 – то есть 48% от плана. А премьер-министр Денис Шмыгаль еще в августе говорил, что починили 62% энергоблоков. Кроме того, Шмыгаль назвал еще одно число: по его словам, общая готовность к зиме – 80%.
С ним не согласна бывшая советница министра энергетики Украины Елена Зеркаль: "В общем, готовность Украины к зиме по шкале от 0 до 10 – где-то между 3 и 4. <...> В этом году мы более хрупкие. В прошлом году у нас был запас прочности, в этом году слабое звено – тепловая генерация. Если не решить проблему тепловой генерации, даже импорт не поможет".
Чтобы узнать, как ситуация складывается на местах, мы спросили глав двух городов – мэра Киева Виталия Кличко и главу совета обороны Кривого Рога Александра Вилкула – как они готовятся к зиме.
"Киев готов к отопительному сезону, ситуация с защитными сооружениями не такая хорошая". Виталий Кличко
— Мы переложили 60 километров труб теплосетей, которые были в таком критическом состоянии изношенности, что на самом деле дает большую степень гарантии, что у нас разрывов зимой труб, надеюсь, не будет. Это первое. Второе: в отсутствие электроснабжения мы закупили достаточно большое количество генераторов, мы закупили 23 мобильных передвижные котельные, которые в критическом случае, при плохом сценарии, могут определенный период обеспечивать медучреждения, больницы, школы, детские сады, пункты обогрева. Даже к плохому сценарию должны быть готовы. На такой случай мы подключили 150 точек бюветов – это питьевая вода автономного снабжения.
Город Киев готов к отопительному сезону. Насколько хорошо? Насколько могли, мы все подготовили. Мы на эти вещи инвестировали больше миллиарда, я знаю, что выделили денег на запланированные ремонты городских систем и подготовку.
По защитным сооружениям. В данном случае ситуация не настолько хорошая, как хотелось бы. Мы требуем от глав районов, на балансе которых находятся сооружения, привести их в порядок. В части из них сделаны ремонты, в части из них ремонты продолжаются.
Часть оборудования критической инфраструктуры была повреждена, серьезно повреждена. Большую часть поврежденных объектов мы отремонтировали, починили. И определенная часть находится в ремонте. По сегодняшнему потреблению, в принципе, мы не имеем проблем, но исходя из разных сценариев развития событий, это, конечно, может создать проблему – запас прочности на сегодняшний день не такой большой, какой был в прошлом году. Но тем не менее мы исходим из разных сценариев, и даже в случае плохого сценария, я уже об этом говорил и еще раз хочу повторить: мы обеспечим город Киев минимальными необходимостями в подаче сервисов. Под сервисами я имею в виду тепло, вод, электроэнергия.
Мы защищаем наши трансформаторные поля, которые находятся в городе Киеве и пригороде, специальными защитными сооружениями. Все эти работы либо проведены, либо продолжаются. Но полностью защитить их и сделать огромные сооружения а-ля чернобыльский саркофаг, который мог бы сдержать большую часть атак, – это достаточно сложная и с точки зрения времени, и с точки зрения финансов задача. Все необходимое в тех условиях, в которых мы сегодня находимся, нами предпринято, но тем не менее гарантировать на сто процентов мы не можем. Поэтому делаем все возможное, чтобы помогать нашим вооруженным силам.
"От взрыва Каховской дамбы больше всего пострадал Кривой Рог и агломерация". Александр Вилкул
В Кривом Роге подготовка началась с задержкой в два месяца, рассказал глава совета обороны города Александр Вилкул:
— Ситуация сейчас более непростая, чем была в прошлом году. Первое в подготовке к зиме – это наполнение систем водой. Потому что тепло – это тоже вода. И оно [наполнение систем] началось у нас на 2,5 месяца позже, потому что от взрыва Каховской дамбы оккупационными войсками больше всего пострадал сам Кривой Рог и Криворожская агломерация – это 800 тысяч человек.
Технически к включению тепла на первое октября мы готовы на 100%. Отремонтированы 92 котельные, вода запущена, гидравлические испытания, теплоизоляция и так далее. Но сейчас подготовка к зиме – это большой комплекс вопросов.
Мы увеличиваем количество пунктов незламности (несокрушимости) – там люди во время блэкаутов могут получить всю необходимую помощь, тепло, [можно] зарядить телефоны, есть еда. Мы в два раза увеличиваем количество пунктов незламности в этом году – где-то со 150 до 250-270.
Могу сказать, что в Кривом Роге уже более тысячи отдельных мест оборудовано автономными источниками питания, генераторами в основном: больницы все, пункты незламности, насосные, котельные. То есть мы готовимся к функционированию в случае длительных блэкаутов. Плюс механическое укрепление инфраструктуры. Это подстанции, котельные, насосные, это кислородные блоки в больницах. Мешки с песком и так далее – это, с моей точки зрения, наиболее эффективный инструмент. Лучше этого только бетонные саркофаги, закапывание в землю – мы и это тоже делаем. Тут я конкретику не буду говорить, потому что не надо это говорить.
Плюс мы увеличиваем количество – в этом году мы еще [дополнительно] штук 70 поставим – уличных бомбоубежищ, на 25-30 человек [каждое]. Ставим в районе рынков, остановок, рядом с проезжей частью. Таким образом мы тоже увеличиваем количество убежищ.