Судя по фотографиям и съемкам с приграничных пунктов в Грузии, Финляндии и других странах, на фоне новостей о "частичной" мобилизации (которая в некоторых населенных пунктах становится буквально поголовной) россияне, которые имеют такую возможность, покидают пределы страны. Что происходит на границах России в субботу, 24 августа: правозащитница Анастасия Буракова из проекта "Ковчег", который помогает желающим покинуть РФ, рассказала в эфире Настоящего Времени о выезде россиян из страны на фоне мобилизации.
— Вы долгое время следите за потоком людей на границах. Можете рассказать, как он изменился за последние дни, что вообще происходит сейчас на границах России?
— Я бы сказала, что изменился, конечно, критически поток. Нельзя сравнить даже июнь, июль, август, как уезжали люди, или начало сентября с тем, что происходит сейчас. Сейчас на наземных пунктах пропуска Российской Федерации стоят огромные очереди.
Например, на границе с Грузией пробка в 15 километров и среднее время ожидания – от 24-25 часов и выше. Сейчас во Владикавказе выставлены посты ГИБДД, которые не пропускают никакие автомобили, кроме автомобилей региона и автомобилей с грузинскими номерами. Поэтому люди оставляют машины, покупают велосипеды, самокаты, едут к границе, садятся в какие-то машины, которые уже в очереди. То есть понятно, что не справляется государственная граница с потоком.
В Казахстане немного полегче, потому что с Казахстаном более протяженная граница, более одного пункта пропуска. В Казахстане очередь составляет от шести часов, тоже в зависимости от погранпункта. А также есть поток в Монголию, там по состоянию на сегодняшний день чуть поменьше время ожидания.
Ну и Финляндия, как единственная страна Евросоюза, граничащая с Российской Федерацией и не запретившая въезд с туристическими визами, с визами категории C, сейчас тоже столкнулась с довольно большим наплывом людей, по большей части с северо-запада, и теми, у кого открыты визы. По Финляндии сейчас это около четырех-пяти часов ожидания и больше, в зависимости от времени суток.
— При этом Финляндия, насколько я понимаю, обещала закрыть границу для туристов из России в ближайшее время? То есть, возможно, кто-то, кто стоит сейчас в очереди, не дождется ее?
— Да, действительно, власти Финляндии делали такое заявление. Но мы следим [за происходящим по состоянию] на момент сейчас, когда люди обращаются к нам в бот. За последние почти трое суток у нас больше трех с половиной тысяч обращений в бот, мы всегда говорим, что информация актуальна на момент, когда мы ее даем, что касается границ. Потому что это ничем не урегулировано, никаких инструкций, нормативно-правовых актов на эту тему нет.
Сейчас выпускают. Как будет дальше, будут ли определенные страны впускать, выпускать, особенно что касается Финляндии, которая осталась таким единственным, скажем так, окном в Европу для россиян с краткосрочными визами C, – мы не можем сказать. Сейчас пока на данный момент Финляндия пускает. И мы внимательно следим за решениями властей, особенно тех стран, которые имеют сухопутную границу с Россией, потому что билеты на самолет сейчас вообще не купить.
— Хотелось вас спросить подробнее как раз про самолеты. Цены выросли стремительно. Вообще еще можно улететь на самолете? Как ситуация обстоит?
— Да, конечно, на самолете можно улететь. Сейчас, например, в Кыргызстан по более или менее приемлемым ценам до $800 есть билеты. Но по направлениям чуть более распространенным – это Турция, это Армения – билетов нет в продаже, либо билеты стоят на какие-то отдельные даты заоблачных денег, несколько тысяч долларов за билет в одну сторону.
— Анастасия, а что касается пограничного контроля. Официального запрета на выезд даже военнообязанных, насколько я понимаю, нет. Но бывают ли сложности у мужчин призывного возраста на границах?
— Мы [за этим] тоже внимательно следим. Но опять, это неофициальная информация, это отзывы людей. Довольно много образовалось групп в телеграме, где люди, прошедшие границу, делятся своим личным опытом. И сейчас я могу сказать, что у людей спрашивают про военную обязанность, у мужчин, конечно же, в первую очередь: служил – не служил, состоит ли на учете в военкомате и получал ли повестку.
Но даже независимо от ответов – я не имею в виду людей, которые получали повестку, так пока никто не отвечал, – людей все равно пропускают. Спрашивают о дате приобретения билета либо о планах вернуться в Россию, если это пересечение наземной границы, например, на своей машине. Но все равно всех пока выпускают. Как будет даже через час после нашего с вами эфира – никто не знает.