Минимальная зарплата менее 240 долларов, годовая инфляция – 250%. Таковы экономические показатели в Аргентине, куда с начала 2022 года въехали почти 70 тысяч россиян. В первые месяцы сообщения появлялись в основном о переезжающих в Аргентину беременных женщинах: в стране ребенок становится гражданином по факту рождения, а его родителям легко получить ПМЖ. Но многие семьи и эмигранты-одиночки решили в Аргентине остаться. Кто-то пытается получить убежище, другие устраиваются на работу и строят бизнес, находятся и те, кто выбирает путь криминала.
Настоящее Время рассказывает, как живут в Аргентине эмигранты из России, решившие зарабатывать предпринимательством, и что представляет собой нелегальный эмигрантский бизнес по обмену валюты.
С начала 2022 по март 2024 года, как рассказали Настоящему Времени в миграционной службе Аргентины, в страну въехали почти 70 тысяч россиян (68 556). И, судя по динамике, поток прибывающих не снижается. По официальной статистике, с января 2022 года почти 12 тысяч россиян (11 854) подали документы на получение ВНЖ или ПМЖ в Аргентине, поселившись в основном в Буэнос-Айресе и его окрестностях. В это число не входят те, кто запросил в стране политическое убежище. Как заявили в Co.Na.Re. (Национальной комиссии по делам беженцев), по итогам 2023 года, количество кейсов граждан РФ составило более 70% от общего числа. Россияне серьезно обогнали "лидеров" прошлых лет: венесуэльцев, гаитян и сенегальцев. В большинстве российских кейсов речь идет о квир-персонах. Последнюю подробную статистику Co.Na.Re. публиковала в 2022 году. Из нее следует, что в среднем комиссия рассматривает от полутора до двух тысяч кейсов в год.
Также стоит иметь в виду, что первые три месяца россияне имеют право находиться в Аргентине в качестве туристов и только после этого начинают процесс легализации. Для южноамериканской страны это самая крупная русскоязычная миграционная волна за последние сто лет. В 1906-1913 годах в Аргентину переехали более 120 тысяч выходцев из Российской Империи: евреев, русских, украинцев. С тех пор ничего сравнимого по масштабам не происходило: после распада СССР в течение нескольких лет из бывших советских республик приезжали около 1000-1500 человек в год. Нынешняя волна волна иммиграции русскоязычных переселенцев пришлась на тяжелый экономический кризис, когда немало местных жителей подумывают эмигрировать или релоцироваться на несколько лет в более благополучную страну.
По данным исследования Католического университета Аргентины (UCA), в январе 2024 года за чертой бедности жили 57,4% граждан. Бедной, по подсчетам Национального института статистики и цензов (Indec), считается семья из четырех человек, ежемесячный доход которой меньше $828, не учитывая траты на съем жилья. Минимальная зарплата составляет $234. При этом годовая инфляция в Аргентине перевалила за отметку 250%. Только с декабря 2023 года она составила более 79%. А курс доллара к аргентинскому песо за последние четыре месяца не изменился и держится на отметке тысяча песо за доллар.
Среди "новых русских" в Аргентине много удаленщиков – для них страна продолжает оставаться относительно дешевой и легкой в плане легализации. Но немало и тех, кто пытается наладить бизнес на месте, причем как легальный, так и подпольный. К первой категории относятся салоны красоты, кафе, рестораны, изготовление пельменей и медовиков на продажу и даже банный комплекс, который совсем скоро обещают ввести в эксплуатацию. Формат таких бизнесов – русскоязычные для русскоязычных. Московские цены, оплата в рублях, долларах, крипте и песо. Аргентинские клиенты – большая редкость. Единицы эмигрантов из России, несмотря на экономический кризис, рискнули открыть в Аргентине легальный бизнес, ориентируясь прежде всего на местных. Один из них Игорь – предприниматель и гражданский активист из Самары.
Эспрессо по-аргентински
В родном городе у Игоря была сеть салонов по ремонту телефонов, которую он впоследствии, уже покинув страну, продал. Живя в России и развивая бизнес, Игорь параллельно много раз был наблюдателем на выборах, сотрудничал с движением "Голос". Он наблюдал на региональных выборах в Самаре, на выборах мэра 2013 года в Москве, в которых участвовал Алексей Навальный, и даже на президентских выборах 2014 года в Украине, где победил Петр Порошенко. К протестному движению в России Игорь присоединился в начале 2010-х. "7 мая 2012-го, в день инаугурации, меня задержали в Москве на Манежной площади с яйцами. Хотел кинуть их в кортеж Путина", – вспоминает Игорь.
Об эмиграции самарский бизнесмен, который еще в 2018 году получил паспорт Израиля, задумывался давно, но все как-то откладывал. "Когда началась война, я точно понимал, что в черном списке. Я был организатором протестных мероприятий, ко мне приходили сотрудники центра "Э". Надо было просто уехать из страны как можно быстрее", – говорит Игорь. За неделю он оформил доверенность на бизнес и собрал вещи: "Третьего марта в Самаре я встретил отца – сторонника войны – и сказал, что больше никогда не вернусь в Россию".
Игорь пожил несколько месяцев в Ереване, потом в Тбилиси и в декабре 2022 года приехал в Буэнос-Айрес. Через год он открыл в аргентинской столице кофейню BirdyBirds. Кофе Игорь начал интересоваться и заниматься еще в России: параллельно с ремонтом телефонов продавал кофе в зернах. Зарегистрировать бизнес и найти помещение в Буэнос-Айресе оказалось относительно легко. С проверками не мучают, с поборами не приходят. Аренда вдалеке от туристических маршрутов в обычном жилом районе обходится в $150 в месяц. Заведение работает семь дней в неделю. Зарплата баристы за неполный рабочий день составляет примерно $200 в месяц. Что касается налогов, то заведение платит 21% НДС и 35% с доходов минус расходы. В BirdyBirds ходят как аргентинцы, так и россияне. Последние, как говорит Игорь, всегда тратят больше. Американо в заведении самарского активиста стоит $2,2, латте – $2,8.
"По законам математики кофейня уже должна приносить прибыль, но этого все еще не происходит", – признается Игорь через четыре месяца после открытия. Работать в условиях, когда невозможно заниматься долгосрочным планированием и даже спрогнозировать цены на несколько месяцев вперед, – настоящий вызов. Кроме того, Игорь не был готов к тому, что в Аргентину так сложно и дорого импортировать кофе из той же Южной Америки: "Килограмм кофе, который я хочу, в Колумбии стоит шесть-семь долларов, а в Аргентине – $35. Это в два-три раза дороже, чем привезти в Россию тот же сорт с учетом доставки и таможни".
Предприниматель говорит, что аргентинские импортеры кофе, с которыми он успел пообщаться, признаются, что вынуждены практиковать разные серые схемы на границе. Если обычно самое дорогое в чашке кофе – это молоко, то в Аргентине – сам кофе. Однако при всех сложностях Игорь не только собирается и дальше развивать BirdyBirds, но и подыскивает помещение для второй кофейни: в более дорогом районе и на более проходном месте, где планирует поднять цены и уже не повторять ошибки новичка.
Блинчики из Буэнос-Айреса
Открывать вторую точку собираются и владелицы блинной BlinBlin Катя и Яна. Разразившийся экономический кризис их не пугает. "Угрозы не чувствуем и считаем, что именно сейчас у есть шанс реально вырасти", – говорят подруги и компаньонки по бизнесу. В отличие от Игоря, в Аргентине девушки давно: Яна переехала из Волгограда в 2018 году, а Катя из Краснодара с семьей тремя годами раньше. Но блинную в самом центре Буэнос-Айреса, рядом с большим офисным комплексом, открыли совсем недавно – в феврале 2024 года.
Катя – профессиональный кондитер. Училась в России, во Франции и в Аргентине. Яна – специалист по продажам. В России работала в нефтяной компании. В Буэнос-Айресе девушки совершенно случайно познакомились в 2019 году в массовке на съемках рекламы.
Большинство клиентов BlinBlin – аргентинцы. Формат бизнеса – еда на вынос. Самые популярные блинчики – с хамоном и сыром за $5,3, а также с курицей и соусом "Цезарь" за $5,4. Катя и Яна пекут блины и ведут все расчеты сами. За день обслуживают до 30 клиентов. Как говорят девушки, первую прибыль, пусть и минимальную, получили в первом же месяце.
Самым дорогим и сложным для BlinBlin пока был ремонт: под блинную целый год переделывали бывший магазин одежды. За аренду платят $130 в месяц, но, учитывая инфляцию, через полгода цена может увеличиться до $500 или даже $600. Вторую точку Катя и Яна хотят открыть тоже в центре, на одной из самых туристических улиц Буэнос-Айресе – Дефенсе. Для нового заведения будут нанимать сотрудника. Зарплата – от $450 в месяц за восьмичасовой рабочий день, плюс где-то $330 придется отдать на налоги и пенсионный взнос. "Штраф за нелегального работника ниже, чем держать его "в белую". Но я сама работала в найме, знаю, каково это. Поэтому мы решили, что все будем делать легально", – говорит Катя.
Еще один крайне важный фактор в бизнесе BlinBlin – безопасность. Центр Буэнос-Айреса в этом плане не самое благополучное место: много бездомных, немноголюдных узких улиц, довольно близко находится самая крупная трущоба Буэнос-Айреса – Вища 31. "Мы много денег вложили в камеры и в систему безопасности с тревожной кнопкой. С местными полицейскими знакомы, общаемся. Начальник жандармерии – наш близкий друг. В любой ситуации можем ему позвонить", – говорят предпринимательницы.
Русские "пещеры"
Другой, фактически подпольный русскоязычный бизнес процветает в Буэнос-Айресе благодаря сложностям банковских переводов: их испытывают россияне, живущие за границей на зарплату или доход, который получают на родине. Российские банки отключили от международной системы переводов SWIFT еще в марте 2022 года – почти сразу после вторжения России в Украину. На это накладывается аргентинская специфика: в стране существует ограничение на покупку долларов и два параллельных курса обмена валют – назначенный Центробанком и неформальный, проще говоря, "черный". Сейчас разница между ними составляет примерно 16%, но еще полгода назад могла доходить до 50%. То есть наличные доллары и евро в Аргентине всегда выгоднее поменять на песо в так называемых "пещерах" – нелегальных обменниках, которые часто работают под прикрытием магазинов и офисов. Полиции о них известно, и рейды против "пещер" с обысками и арестами периодически происходят. Но большую часть времени они работают спокойно. Видимо, находят возможность "договориться" с властями.
Потребности россиян в Аргентине традиционные "пещеры" удовлетворить не могут: рубли на песо в них не меняют и по-русски не говорят. Судя по разным пабликам в телеграме, прямо сейчас в Буэнос-Айресе существуют порядка десятка русскоязычных обменников. Они работают с рублями, наличными долларами и с криптовалютой. Настоящему Времени удалось анонимно поговорить с одним действующим и одним бывшим сотрудником "русских пещер" и выяснить, как устроен этот бизнес.
Во главе обменника стоят от одного до трех человек. Они могут снять офис, квартиру или вообще работать только виртуально. Клиентов ищут через телеграм. Предпочитают нанимать на работу и менять деньги только русскоязычным. Считают, что так безопаснее: абсолютное большинство недавних эмигрантов не говорят на испанском и поэтому вряд ли сотрудничают с полицией. Непосредственно выставлением курса и общением с клиентами занимаются сами владельцы или же еще пара нанятых человек, работающих из офиса или удаленно. Больше всего в обменниках курьеров: от 5 до 10 человек. В основном – недавно приехавшие из России молодые мужчины, у которых нет удаленного дохода. Сотрудники таких обменников работают нелегально, без каких либо договоров. Устраиваются по личной рекомендации знакомых владельцев или же оставляют в качестве залога документы, иногда деньги.
Чаще всего меняют наличные доллары и рубли. Как объяснил Настоящему Времени российский эмигрант, несколько месяцев проработавший в "пещере", у владельцев его обменника были компаньоны в России. Все рублевые переводы совершались внутри РФ: часто клиентам давали реквизиты карт, оформленных, предположительно, на трудовых мигрантов из Центральной Азии (такой вывод собеседник Настоящего Времени сделал по указанным именам и фамилиям). После подтверждения транзакции клиенту в Буэнос-Айресе выдают наличные песо. Чаще всего их доставляет на дом курьер. При этом нужно учитывать, что самая крупная купюра в обороте в настоящий момент – две тысячи песо ($2), а самая ходовая – тысячная ($1). То есть даже при обмене $100 получается довольно толстая пачка денег, не говоря уже о тысячах. Курьеры возят наличные на общественном транспорте и на велосипедах. Говорят, что так безопаснее, чем на такси.
Каждому курьеру платят в день $8-12, плюс $1,5-3 за одну доставку. За рабочую смену, которая длится от 8 до 12 часов, курьер обслуживает порядка десяти клиентов. Не имеющие другого дохода колесят по городу с 9 утра до 9 вечера шесть дней в неделю. Зарабатывают в месяц порядка $700, если повезет, может выйти чуть больше. Если клиент хочет обменять большую сумму или живет далеко за городом, то за наличными он должен приехать в "пещеру" сам.
При местной инфляции $1000 в аргентинских песо купюрами по тысяче – это буквально килограмм денег. Откуда русскоязычные обменники в Буэнос-Айресе берут столько наличных песо? Пачки купюр в объемных рюкзаках привозят в обменник один или два раза в день так называемые аргентинские поставщики. По словам источника Настоящего Времени, эти люди связаны с улицей Флорида – эпицентром аргентинских "пещер". Судя по бумаге, в которую завернуты пачки банкнот, их привозят прямо из банков.
Зарабатывают русские "пещеры" на разнице валют и стараются быть как можно менее заметными для властей. Если вдруг начинаются полицейские рейды по обменникам, то бизнес могут временно приостановить, чтобы не привлекать к себе внимание или, например, сменить локацию.
Один из таких рейдов в марте 2024 года попал на видео, которое распространилось в русскоязычных эмигрантских пабликах. На кадрах видны аргентинские полицейские и задержанные ими люди: одни сидят на полу в наручниках, другие дают объяснения полиции. Распространители этого видео со ссылкой на анонимных работников обменников утверждали, что речь идет о задержании подозреваемых в рэкете: они якобы предлагали нелегальным русскоязычным обменникам в Буэнос-Айресе "крышу", заявляя о связях с ФСБ и российским посольством. Также утверждается, что одного из курьеров похитили, но он смог сбежать. Найти подтверждение этой информации в аргентинских СМИ или отчетах полиции пока не удалось.