Великобритания ввела новые санкции в отношении России, под которые подпали Алина Кабаева и ее бабушка, бывшая жена президента РФ Людмила Путина, его двоюродные братья, племянник и другие родственники. Как сказано в пресс-релизе британского правительства, Алина Кабаева состоит с Владимиром Путиным в "близких отношениях". По сообщениям мировых СМИ, у них есть общие дети.
Санкции предполагают запрет на въезд в Великобританию и блокировку всех активов на территории страны. Адвокат и член "Команды Навального" Любовь Соболь прокомментировала новость Настоящему Времени и рассказала, кто из приближенных Владимира Путина имеет все шансы стать в санкционном списке следующим.
– Насколько символически важны санкции в отношении Кабаевой?
– Я не считаю, что эти санкции носят символический характер. Я считаю, что санкции, которые сегодня ввели в Великобритании против ближайшего окружения Путина, это не только члены его семьи, это также, скажем так, "кошельки", держатели состояния Владимира Путина. Я думаю, что они достаточно существенные. И я призываю ввести подобные санкции другие страны. Я имею в виду страны ЕС, США и, конечно, Швейцарию. Я бы очень хотела, чтобы Алина Кабаева, ее сестра, ее мать подпали под санкции Швейцарии.
Меня вот в прошлую пятницу признали "иностранным агентом", а Кабаеву, которая рожает детей Путину в Швейцарии, не признают "иностранным агентом". Санкций она избегает. Я знаю, что сейчас в Чехии есть проблемы у людей с российскими паспортами. Их выгоняют из университетов. Они не могут продолжать обучение. Невзорову счет не давали открыть, у Дмитрия Гудкова похожие проблемы. Сейчас по россиянам, которые борются за демократию, которые рискуют своей жизнью, рикошетят эти санкции достаточно существенно. Но почему Кабаева не под санкциями? Почему Потанин не под санкциями?
Очень важно, чтобы именно люди, которые поддерживают путинский режим, являются его опорой, его ближайшим окружением, его кошельками, входили в эти санкционные списки. Великобритания была первой страной, которая этот шаг сделала, я только могу сказать: "Большое спасибо, молодцы!"
– Но ведь Кабаева попала в список не просто из-за близких отношений с Путиным?
– Конечно. Я делала большой ролик у себя в ютуб-канале, где подробно рассказывала, почему Кабаева должна быть в санкционном списке. Условно говоря, родственные связи с Путиным и супружество официально не подтверждены. Но подтверждены другие моменты: Кабаева долгое время возглавляла "Национальную медиагруппу". Это главный пропагандистский ресурс и структура. Кабаева была депутатом Государственной Думы и членом Общественной палаты. Можно долго перечислять ее заслуги. Поэтому как пропагандистка она должна быть под этими санкциями. Но мы же все понимаем, что и не только поэтому.
– Наши источники в Брюсселе говорят, что имя Кабаевой все-таки есть в готовящемся списке ЕС. Но там с решением медлят. Как и в Швейцарии. Вы понимаете почему?
– В ЕС есть более решительные страны, есть менее решительные, мягко говоря. Война продолжается, и Путин чувствует слабость Европы. И эти "сливы" о том, что Америка не вводит санкций против Кабаевой, потому что боится реакции Путина. Я считаю, что это очень опасная история – показывать слабость перед Путиным. В ЕС нужно согласовывать санкции с большим количеством стран, и это демократия, нет одного начальника, который бы всем странам сразу приказал. Это компромиссы. Решение принимается не сразу. Но есть и другой момент: санкции вводятся пакетами и постепенно.
Лягушку будут варить медленно и периодически давать возможность людям с тонущего корабля соскочить для того, чтобы кто-то мог высказать свою позицию, проявить себя действием или раскаянием, хотя бы словами осудить преступную путинскую войну. Мы видим, что в какой-то степени это работает.
Мы видим, как риторику поменял Тиньков. Мы видим, как бывший топ-менеджер "Газпромбанка" поменял риторику. Санкции пакетами вводят для того, чтобы объяснить людям: "У вас есть еще шанс не участвовать в преступной путинской войне и избежать пожизненной изоляции от Европы и европейских ценностей".
– Журналисты и вы сами очень часто рассказываете о тех самых "кошельках" Путина. Это люди, на которых могут быть записаны активы, которыми распоряжается сам президент России. Как думаете, они продолжат подпадать под санкции? Кто должен стать следующим?
– Абрамович, конечно. Потанин. Против него тяжело ввести санкции, потому что очень большая доля на рынке никеля. Он сейчас официально покупает долю у Тинькова, может позволить себе то, что другие не могут позволить. Второй номер в списке российского Forbes. Санкционная машина потихонечку поворачивается в их сторону. Сейчас, конечно, важно нефтегазовое эмбарго, которое все обсуждают.
Мы как команда Навального подготовили список из шести тысяч фамилий людей, которые должны быть в санкционном списке, которые являются такими бенефициарами путинского режима и в том числе его опорой. "Щупальцами" Путина, "руками" Путина в той или иной области. Я думаю, что это вопрос времени.
– Про шесть тысяч хотел как раз спросить, какие юридические основания вы приводите, как собираются доказательства, что этот конкретный человек заслуживает заморозки счетов?
– Список опубликован. За эту работу отвечает в первую очередь Леонид Волков. Он разместил у себя на ресурсах информацию о том, что эти санкции обсуждались уже в Евросоюзе. В ближайшее время его задача – обсудить их в Америке. Мы предлагаем ввести санкции именно против этих преступников, которые поддерживают Путина, помогают ему проводить коррупционную политику и вести агрессивную войну в Украине. И тут в индивидуальном порядке идет сбор доказательств.