Президент России Владимир Путин призвал "душить" иностранные IT-сервисы, которые заявили об уходе с российского рынка, но продолжают получать в России прибыль. Накануне Путин встречался с российскими предприниматели, и с предложением "чуть-чуть ограничить" деятельность компаний, которые "не до конца ушли" из россии выступил генеральный директор компании Iva Technologies Станислав Иодковский. Он назвал, в частности, ZOOM или Microsoft. На что Путин отреагировал следующим образом:
"Надо их душить, согласен полностью, говорю без всякого стеснения. Потому что они нас пытаются душить – надо отвечать им взаимностью, вот и все. Мы никого не выгоняли, никому не мешали, мы предоставляли максимально благоприятные условия для работы у нас, на нашем рынке, а они пытаются нас душить – вот коллега же говорил. И нужно отвечать им взаимностью, зеркально действовать. Поэтому Вы пошлите Максиму Решетникову, где там кто работает еще и какие наши крупные компании используют их возможности. Давайте. Ладно? Без стеснений. Мы спокойненько с коллегами поработаем". Максим Решетников, которого упомянул Путин, – это министр экономического развития России.
Как именно будут "душить" Zoom и Microsoft? Что это означает для пользователей и смогут ли они продолжать использовать сервисы этих компаний? Об этом в эфире Настоящего Времени мы спросили Саркиса Дарбиняна – российского адвоката в области киберправа, аналитика RKS Global. "Путин так выразился, будто годами их ласкали, а не душили. А все мы прекрасно знаем, что иностранные сервисы душат уже достаточно давно", – заметил Дарбинян.
"Душат их в основном с помощью ТСПУ – технических средств противодействия угрозам. Тех самых коробочек, которые были поставлены на все узлы операторов связи в рамках "суверенного интернета", в рамках которого Роскомнадзор получил право сужать каналы связи. Собственно, то, что мы называем замедлением, – это и есть "душение". Это происходит уже давно с твиттером (или с X). Это происходит с ютубом уже больше года. Очевидно из этого спича Путина, что дальше душить, то есть замедлять и сужать каналы для определенных иностранных сервисов будут уже более крупно. И судя по тому, что мы услышали, надо подготовиться к тому, что ZOOM и остальные сервисы для общения – например, Google Meet, Microsoft Teams – могут быть подвергнуты принудительному замедлению на этих узлах".
"Мы видим, что государство пытается залатать последние дырки в "суверенном интернете" для того, чтобы ничто не проходило мимо Кремля и, как говорит президент, отучить от вредных привычек, которые у людей зарождались на протяжении 20 лет, пока государство не занялось вот этим вот "отучением", – подытоживает Дарбинян.
Средством противодействия этому со стороны пользователей и компаний, которым важно сохранить использование этих сервисов, могут стать сети VPN, отмечает эксперт. Это актуально, например, для команд, которые расположены в разных странах и часть сотрудников которых находятся в России: "Сегодня уже надо думать о том, чтобы всем этим сотрудникам также развернуть VPN-сети, без которых лица коллег на еженедельных совещаниях, к сожалению, увидеть не удастся", – предупреждает Дарбинян.
При этом собеседник отмечает, что все эти сервисы сейчас использует и крупный и средний бизнес, и госкомпании, и российские чиновники.
"Если с государственными компаниями и с самими органами власти разобраться легко, то всех остальных, наверно, будут уже принудительно наказывать и заставлять переходить на аналоги. Я думаю, сейчас эту информацию, [о том, кто пользуется иностранными сервисами,] они могут вытрясти от интеграторов, которые долгое время работали в России и помогали огромному количеству компаний интегрировать CRM-системы и другие IT-технологии в их повседневную работу. Я полагаю, что оттуда эта информация может "капнуть" – и, судя по всему, российскому бизнесу стоит ждать проверок и "звоночков".