Президент Украины Владимир Зеленский прибыл в США. Запланирована официальная встреча лидеров двух стран – это будет первая встреча Зеленского и Джо Байдена.
За два дня до визита командование Вооруженных сил Украины сообщило об обстреле Авдеевки со стороны так называемой ДНР. Украинским железным дорогам пришлось частично ограничить движение поездов.
Как связано обострение на Донбассе и визит Зеленского в США и какой может быть ответ Украины, в эфире Настоящего Времени рассказал журналист, член украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Сергей Гармаш.
— Вы говорите, что обострение боевых действий на Донбассе уже сложно называть "обострением". Тогда как это можно называть?
— Это обычная практика Москвы – применять военный инструмент для давления на руководство Украины, на геополитические решения. Мы сейчас находимся в преддверии встречи президентов США и Украины, мы знаем, что одним из основных вопросов этой встречи будет как раз вопрос безопасности, то есть усиления обороноспособности Украины. Путину это не выгодно. Соответственно, такими обстрелами он дает понять Соединенным Штатам, чтобы они не шли на невыгодные для него шаги, иначе они могут получить серьезный, существенный конфликт, что, особенно на фоне событий в Афганистане, Соединенным Штатам сегодня действительно невыгодно.
Я бы сказал, что это обычная практика. Мы помним, как в апреле буквально перед тем, как на саммите НАТО должен был рассматриваться вопрос о ПДЧ, Россия придвинула свои войска к границам Украины, и тогда Захарова, спикер российского МИДа, откровенно сказала о том, что если будет сближение Украины с НАТО, то будет обострение на Донбассе.
Сейчас – тот же самый инструмент, который, к сожалению, Путин применял и будет применять дальше, потому что он видит, что это работает. Может быть, если завтра в Соединенных Штатах будут приняты решения все-таки вопреки давлению Путина, тогда он поймет, что это не работает, и обстрелы, может быть, прекратятся.
— Джо Байдену приносят распечатку каждое утро новостей, он видит, что пророссийские боевики обстреляли Авдеевку, выпустили, условно, 100 мин и артиллерийских снарядов. Как это должно повлиять на встречу Байдена и Зеленского?
— Украина для всего мира находится под покровительством Соединенных Штатов, по крайней мере в вопросе безопасности с Россией. Мы имеем двухпартийную поддержку в Соединенных Штатах, особенно в вопросах безопасности с Россией. Мы имеем материальную помощь, помощь в вооружении. Опять же, материальная помощь направлена на оборону. Поэтому вопрос противостояния Украины российской агрессии – это вопрос в том числе престижа и интересов Соединенных Штатов. И если Украина сейчас потерпит поражение на этом фронте, то это будет расценено как очередное поражение Соединенных Штатов. Очередное, потому что так расценивается многими "Северный поток – 2", в том числе и в Соединенных Штатах, Афганистан так расценивается, наверное, всеми и в Соединенных Штатах тоже. Еще и Украина – это будет удар по администрации Байдена.
Поэтому Россия играет на этом, она усиливает свое военное давление для того, чтобы показать возможные последствия от решений, которые будут ей невыгодны. Какие решения могут быть? Я не могу об этом говорить – я не знаю, честно говоря. Но высказывались перед этим визитом следующие идеи от наших украинских чиновников – о возможности размещения вооруженных подразделений Соединенных Штатов на территории Украины, высказывались идеи о поставках новых вооружений Украине из Соединенных Штатов. Это все невыгодно России, поэтому Россия идет на свой обычный, опробованный ею много раз прием.
Причем я бы обратил внимание на интересный факт, который подтверждает мою логику. Де-факто, к сожалению, перемирие не работает с начала года. Оно длилось полгода, оно работало, были сохранены действительно жизни – несколько десятков. С начала этого года оно не работает. Но основные потери мы несли за счет снайперского огня. Это было такое психологическое давление на руководство Украины: "Вы не идете на выполнение наших условий – мы будем вас убивать по одному". И вот Авдеевка стала действительно первым громким демонстративным сигналом уже не Украине, уже более широкому кругу – коллективному Западу и в первую очередь Соединенным Штатам – о том, что если вы начнете усиливать свое присутствие на нашей, как считает Путин, территории – "на моей территории, которую я пометил", извините за такую аналогию, – то вам грозит серьезный конфликт, в который вы окажетесь втянутыми, потому что вы должны защищать Украину. Если вы не будете ее защищать, то это опять же будет расценено как ваше поражение, поэтому вот такое давление, мне кажется, все-таки больше направлено на Запад, чем на Киев.
— Вы написали в фейсбуке, что перед встречей Зеленского с Байденом украинской армии необходимо быть по поводу ответного огня ювелирно точной. Объясните, что это значит?
— Есть такой тонкий нюанс. России выгодно такое обострение, если в нем обвинят Украину. Если в нем обвинят Россию, то, наоборот, у Байдена не будет возможности, скажем, не помогать Украине, что опять же может быть расценено [негативно] в Соединенных Штатах, особенно накануне выборов 2022 года. Поэтому эта тонкая грань, о которой я говорил, что, конечно, нужно отвечать на огонь, если он подавляет огневые точки противника, но нужно это делать так, чтобы всем было видно и очевидно, что не мы агрессор, что мы отвечаем. Кстати, ответный огонь предусмотрен соглашением о перемирии, поэтому здесь мы его даже не нарушим, если будем отвечать на огонь противника.