Без новых поставок американской военной помощи Украина может потерпеть поражение в войне с Россией. Об этом заявил глава офиса президента Украины Андрей Ермак. По его словам, без поставок из США Украине будет трудно удержаться на текущих позициях в войне и просто выжить. Заявление главы офиса Зеленского прозвучало на фоне попыток Белого дома добиться выделения от Конгресса дополнительной финансовой и военной помощи Украине. Пока что они оказываются неудачными.
Украинские чиновники признают, что с наступлением зимы ситуация на фронте зашла в тупик, написала несколько дней назад американская газета Washington Post. Журналисты издания выпустили материал о том, почему украинское контрнаступление летом потерпело неудачу. Он основан на разговорах более чем с 30 чиновниками из Украины, США и европейских стран. В первой части журналисты рассказывают о масштабах участия США в военном планировании контрнаступления и факторах, которые повлияли на его итоги. Вторая часть посвящена описанию боевых действий летом и осенью и параллельному усилению разногласий между Вашингтоном и Киевом и внутри украинской правящей элиты.
Как пишет Washington Post, украинские чиновники надеялись повторить успех осени 2022 года, когда ВСУ удалось освободить часть Харьковской области и Херсон, и хотели снова атаковать одновременно на нескольких направлениях. Однако западные военные советники настаивали на другом варианте: точечном контрнаступлении ВСУ на юге Украины с целью отрезать российские войска от аннексированного полуострова Крым.
По самому оптимистичному сценарию ВСУ могли добиться этой цели в течение 60-90 дней. Моделирование с помощью специального программного обеспечения также предусматривало тяжелые и кровопролитные бои с потерями солдат и техники до 30-40%. В итоге главком ВСУ Валерий Залужный решил наступать сразу на нескольких направлениях, чтобы растянуть российские силы по всей линии фронта.
"Сейчас это достаточно активно обсуждается: не стоило ли ударить концентрированно непосредственно на одном направлении? – рассказал в эфире Настоящего Времени Александр Мусиенко, украинский военный эксперт, руководитель Центра военно-правовых исследований. – Даже не на двух направлениях, на юге – на мелитопольском и бердянском – а ударить на одном. Теоретически это можно было попробовать сделать. Но, с другой стороны, были справедливые опасения того, что мы в итоге могли потерять то, что было освобождено год назад. Я имею в виду Харьковскую область, за которую тоже сражались бойцы. Поэтому войска удерживались и там".
Кроме того, как пишет Washington Post, украинское военное командование настояло на отсрочке операции из-за недостатка вооружений и продолжающейся подготовки военных. В Пентагоне хотели, чтобы наступление началось в середине апреля 2023 года, чтобы помешать России укреплять свои позиции на захваченных территориях. Американские военные были уверены, что механизированная лобовая атака на российскую линию обороны с войсками и оружием, которые имеет Украина, возможна.
"Позиция украинской стороны в этом и состояла, что мы хотим подождать, пока прибудет все оружие, и после этого наступать, – отмечает Мусиенко. – Но, с другой стороны, было понятно, что время ожидания может только усугубить ситуацию в том плане, что российские войска будут еще более окапываться, еще более заминируются – и момент будет потерян. Наши войска ждали, потому что хотели получить как можно больше огневой поддержки, для того чтобы контрнаступление было эффективным".
Когда украинские войска в начале июля все же пошли в контрнаступление на мелитопольском направлении, по замыслу операции, в первые 24 часа ВСУ должны были продвинуться более чем на 14 км до села Работино и в дальнейшем освободить Мелитополь. Однако, как пишут журналисты, все пошло не по плану. 70% военных 47-й бригады вступили в бой, не имея боевого опыта. Плотность минных полей и обстрелов российской армии превысила все ожидания, потери людей и техники оказались слишком велики. Как пишет Washington Post, многие военные переживали шок от боя и отходили на перегруппировку. Поэтому на четвертый день наступления Залужный приказал войскам приостановить атаку.
Вместо того чтобы пытаться прорвать российскую оборону массированной атакой при поддержке артиллерии, как советовали военные Пентагона, Залужный решил, что теперь украинские солдаты будут наступать небольшими группами по десять человек. При этом, как отмечает Washington Post, из-за напряженности в отношениях из-за разного видения ситуации командующий американскими силами в Европе Кристофер Каволи не мог связаться с Залужным в течение нескольких недель на начальных этапах наступления. В итоге, как отмечают журналисты, в ошибках и просчетах стороны обвиняют друг друга. Военные США считают, что Украина не доработала в базовой военной тактике, а украинские официальные лица заявляют, что западные советники не понимают реальной картины на поле боя.
Мусиенко в ответ на это возражает, что то, что украинский главком мог менять планы, тактику и подходы в ходе контрнаступления, "было продиктовано боевой обстановкой, а не потому, что Украина не ценит помощь или советы наших союзников".
"У нас идет отличное взаимодействие. Это просто потому, что реалии на поле боя внесли определенного рода корректировку", – отмечает украинский военный эксперт.
"Спустя почти полгода с начала контрнаступления эта кампания превратилась в битву незначительных достижений, – говорится в конце статьи Washington Post. – Сырые траншеи в стиле Первой мировой войны пронизывают Восточную и Южную Украину, а небо над головой заполонили разведывательные и ударные дроны. Москва наносит ракетные удары по гражданским объектам в украинских городах, в то время как Киев использует как западные ракеты, так и отечественные технологии для нанесения ударов далеко за линией фронта – в Москве, в Крыму и на Черном море".
Подводя итоги наступательной кампании украинских войск, Мусиенко говорит, что ВСУ добились двух важных целей: истощили ресурс и боевую мощь армии противника, а также сделали невозможным ее наступление.
"Это стало заметно под Авдеевкой, особенно когда они потеряли мощь и сейчас пытаются решать свои вопросы исключительно атаками штурмовых групп", – отмечает военный эксперт. По его словам, в настоящее время у российской армии нет ресурсов для масштабного наступления, и ее командование использует снижение интенсивности боевых действий для перегруппировки и доукомплектования батальонов.
"С точки зрения освобождения территории – пошло не по плану, это факт", – признает Мусиенко. Он уверен, что в Украине "будут делаться какие-то выводы, будет проводиться работа над ошибками". "Это тоже нормально, потому что все ошибаются, в том числе и во время ведения боевых действий. Идеальной картинки нет", – подытоживает военный эксперт.