Седьмого октября исполняется ровно год с начала войны между Израилем и палестинским движением ХАМАС, которое признано террористическим в Израиле, США и Евросоюзе. Это самый длительный военный конфликт Израиля за 75 лет, после Войны за Независимость. За год локальное противостояние превратилось в масштабную региональную войну, которая затрагивает территорию уже нескольких стран. При этом с каждым днем ситуация только обостряется. Существует реальная угроза втягивания в конфликт внерегиональных игроков, прежде всего США и России.
Специально для Настоящего Времени арабист и автор телеграм-канала о Ближнем Востоке Марианна Беленькая рассказывает, как война меняет регион.
С чего все началось
Несколько тысяч боевиков ХАМАС седьмого октября 2023 года под прикрытием ракетных обстрелов вторглись на израильскую территорию. Они захватили несколько населенных пунктов у границы с сектором Газа, а также штаб дивизии "Газа", ответственной за оборону этого района; были проникновения и на другие военные базы. За один день были убиты около 1,2 тыс. израильтян и граждан других стран, тысячи получили ранения. Еще 251 человека боевики взяли в заложники и увезли в сектор Газа. Подобных потерь Израиль не нес за последние 50 лет, со времен Войны Судного дня. И впервые с 1973 года израильские власти заявили, что страна находится "в состоянии войны".
Почти сразу же Израиль начал наносить воздушные и артиллерийские удары по сектору Газа и объявил о полной его блокаде: отключении подачи электричества, воды, а также прекращении поставок туда любых грузов до возвращения заложников домой. Это стало одной из главных целей войны, которую в Израиле называют операцией "Железные мечи". Кроме того, власти Израиля заявили, что еще одна их задача – уничтожить военный потенциал ХАМАС и положить конец его правлению в секторе Газа. Уже в конце октября Израиль ввел туда войска.
Одновременно Израиль ведет войну еще на нескольких фронтах: с палестинскими группировками на Западном берегу реки Иордан, хуситским движением "Ансар Аллах", ливанской "Хезболлой" и шиитскими группировками в Ираке и Сирии. Кроме того, впервые Иран и Израиль вступили в открытое противостояние друг с другом.
Жертвы и гуманитарные последствия
- По официальным данным, в Израиле за год погибли около 1,7 тыс. человек – большинство из них были убиты седьмого октября. Чуть больше половины погибших – гражданские лица.
- Согласно данным Минздрава Газы, в секторе погибли более 41,8 тыс. человек, а на Западном берегу – около 700. Отмечается, что больше половины погибших в секторе Газа – это женщины и дети. Согласно заявлениям Израиля, за год в секторе Газа были убиты более 14 тыс. боевиков ХАМАС, сами боевики говорят примерно о шести тысячах убитых.
- В Ливане только с середины сентября 2024 года погибли более двух тысяч человек. Сколько из них боевиков "Хезболлы", неизвестно. До последнего витка эскалации в Ливане "Хезболла" подтверждала гибель около 600 своих членов.
- В Сирии с начала 2024 года погибли около 300 человек, большинство из них – или сирийские военные, или члены вооруженных группировок, связанных с Ираном, включая ливанскую "Хезболлу", а также иранские военные советники.
- В Йемене убиты более 80 человек, в основном боевики "Ансар Аллах", но есть жертвы и среди гражданского населения.
Кроме того, в результате войны практически все население сектора Газа превратилось в перемещенных лиц. Речь идет примерно о 1,9 млн человек из 2,2 млн. Согласно оценкам ООН, более двух миллионов человек в Газе по-прежнему остро нуждаются в продовольствии и средствах к существованию, тогда как доступ к гуманитарной помощи остается ограниченным. Гражданская инфраструктура в секторе почти полностью разрушена – в совместном промежуточном отчете ООН и Всемирного банка (покрывает только период до января 2024 года) говорилось о разрушении более 60% всей инфраструктуры сектора. В ООН полагают, что на восстановление жилого фонда в секторе Газа может понадобится как минимум 15–16 лет.
Число перемещенных лиц в Ливане превысило уже миллион человек, это почти пятая часть населения страны. Большая часть покинула свои дома в последние недели.
В Израиле были эвакуированы около 150 тыс. человек. Год спустя около половины из них по-прежнему не могут вернуться домой – это прежде всего жители северных районов, приграничных с Ливаном.
Одна из главных объявленных Израилем целей войны – возвращение заложников так и не реализована. В плену остается еще 101 человек – 97 из них были захвачены 7 октября, а также четверо похищенных еще в 2014 году. Известно, что как минимум 39 человек из них нет в живых. Еще 154 человека были освобождены или погибли. Большинство из них – 81 израильтянин и 24 иностранца освободили в рамках сделки с ХАМАСом о прекращении огня. Договоренность длилась всего неделю – с 24 по 30 ноября. Новой сделки достичь так и не удалось. Особенно активные усилия на этом направлении предпринимались летом этого года, но посредники – США, Египет и Катар – так и не смогли добиться окончательного согласия с обеих сторон.
Военные действия в секторе Газа продолжаются. Несмотря на то, что Израиль смог нанести существенный урон военному потенциалу ХАМАСа, "силы сопротивления" в Газе не собираются складывать оружие. Одновременно ХАМАС пытается найти способы если не сохранить свою власть в секторе Газа, то оставить там за собой рычаги влияния. Ради этой цели ХАМАС даже готов примириться с руководством ФАТХ и в целом международной признанной палестинской администрации. Представители последней в свою очередь требуют незамедлительного прекращения огня в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, где Израиль также начал военную операцию. И в целом Палестинская администрация также работает над тем, чтобы усилить международное давление на Израиль.
Третья ливанская война
В сентябре правительство Израиля заявило о еще одной цели войны – вернуть эвакуированных с севера израильтян в свои дома. Это означало превращение фронта с ливанской "Хезболлой" в основной. Операция получила отдельное название – "Стрелы севера". Ее целями власти считают как зачистку от боевиков "Хезболлы" приграничного района (до реки Литани – около 10 км вглубь Ливана), так и прекращение обстрелов своей территории боевиками "Хезболлы". До войны арсенал "Хезболлы" насчитывал, по разным оценкам, около 150 тыс. ракет и снарядов разной дальности. Операция Израиля также предполагает пресечение контрабанды оружия из Ирана в Ливан через Сирию. В то же время Израиль наносит авиаудары по центральным и северным городам Ливана, в том числе по столице – Бейруту.
В итоге за несколько недель в результате ударов с воздуха Израиль убил основных военных командиров "Хезболлы", включая практически все руководство сил специального назначения "Радван". Был нанесен значительный ущерб и ракетному арсеналу "Хезболлы". Однако она пока по-прежнему в состоянии обстреливать территорию Израиля, считает военное руководство страны.
В ночь на первое октября Израиль впервые с 2006 года ввел свои наземные силы в Ливан. Цель – зачистить приграничную территорию от боевиков и разрушить их инфраструктуру. Операция с воздуха осуществляет более масштабную задачу – ослабление военного потенциала "Хезболлы", что может в итоге привести к снижению ее политического влияния в Ливане и на Ближнем Востоке в целом. Сама группировка заявляет, что будет воевать до тех пор, пока Израиль не прекратит войну в секторе Газа.
В то же время власти Ливана призывают международное сообщество повлиять на Израиль и остановить бомбардировки страны и наземную операцию на юге. Бейрут обязуется выполнять обязательства, закрепленные в резолюции СБ ООН в 2006 году по итогам Второй Ливанской войны, где среди прочего речь шла об уходе вооруженных формирований "Хезболлы" из приграничного с Израилем района. Как Бейрут это сделает, не вполне ясно, так как "Хезболла" все еще остается самой влиятельной силой в Ливане.
Нет и определенности относительно того, когда Израиль сочтет, что он смог обезопасить своих граждан. То, что Израиль ничто не сдерживает, продемонстрировало убийство 27 сентября генсека "Хезболлы" Хасана Насраллы в результате израильского удара по южным пригородам Бейрута. Шейх Насралла возглавлял "Хезболлу" более 30 лет и служил символом "сил сопротивления". Его смерть поставила и "Хезболлу", и особенно Иран перед вопросом – как ответить Израилю.
Перспектива прямой войны с Ираном и международное давление
Как минимум на протяжении последних десяти лет в Израиле активно обсуждали сценарии нанесения удара по Ирану. При этом Израиль и Иран уже давно ведут друг с другом необъявленную войну, которая включает различного рода диверсии, вербовку шпионов, кибератаки и многое другое. Но до этого года стороны не решались действовать открыто.
После седьмого октября ситуация начала меняться. Иран в открытую заявил о поддержке "сил сопротивления". Израиль, со своей стороны, стал чаще атаковать иранских военных, которые оказывали прямую поддержку "Хезболле". Полем боя стала Сирия.
В начале апреля Израиль убил бригадного генерала Корпуса стражей исламской революции (КСИР), ударив по территории, принадлежащей иранскому консульству в Дамаске. Это спровоцировало первый в истории удар Ирана по Израилю – Тегеран ответил на убийство массированной атакой ракетами и дронами.
Атаку отбили с помощью западных и арабских стран, особого эффекта она не возымела. Израиль отреагировал сдержанно и, казалось, вопрос был исчерпан к большой радости международного сообщества, опасавшегося большой войны между Израилем и Ираном.
Но сейчас ситуация иная. После убийства Хасана Насраллы создается впечатление, что израильские власти решили серьезно изменить баланс сил в регионе. Нельзя исключать, что смерть главы "Хезболлы" была в том числе попыткой Израиля спровоцировать Иран. И Тегеран ответил: вечером первого октября по израильской территории было запущено более 180 баллистических ракет. Как и в апреле, атаку отбили с помощью союзников и особого ущерба она не нанесла. На этом основании в Иране надеются, что Израиль, как и в апреле, проявит сдержанность. Но угрозы израильских властей в адрес Ирана заставляют сомневаться в таком сценарии.
Израиль пользуется тем, что в отличие от Палестины, у него есть поддержка США во всем, что касается противодействия Ирану. Вопрос в том, как далеко готов зайти Израиль и на что даст согласие Вашингтон. Большой войны в регионе по-прежнему опасаются на международном уровне, так как ситуация может выйти из-под контроля и привести к непредсказуемым последствиям, включая всплеск международного терроризма.
Кроме того, нарастает угроза столкновений между внерегиональными игроками. США и Великобритания уже более полугода воюют против "Ансар Аллах". Они также помогают Израилю отбивать иранские атаки, а дальнейшая эскалация потребует еще более активных действий.
Возможно и вмешательство в конфликт России, чьи военные присутствуют в Сирии. За последние недели российские силы ПВО уже несколько раз отбивали израильские атаки, нацеленные на объекты Ирана и "Хезболлы" в районе Тартуса и Латакии, где находятся и военные базы РФ. Нельзя забывать и об активном военном сотрудничестве между Россией и Ираном. Кроме того, в октябре Москва и Тегеран планируют подписать новый договор о стратегическом сотрудничестве, что может наложить на Россию дополнительные обязательства в плане помощи Ирану в случае, если он подвергнется нападению. Учитывая заявления Москвы, что Вашингтон поощряет расширение конфликта на Ближнем Востоке, создается ощущение неизбежного противостояния, которое напоминает времена "холодной войны". Эксперты также не исключают "большой региональной войны".
Пока все сценарии открыты, ситуация может развиваться в самые разные стороны и меняться очень быстро.
Среди факторов, которые могут повлиять на ситуацию:
- положение на фронтах;
- уровень потерь среди гражданского населения (как израильтян, так и палестинцев с ливанцами);
- выборы в США;
- политический расклад сил в Европе;
- внутриполитические проблемы у всех конфликтующих сторон.
Важна и степень давления международного сообщества на стороны конфликта. Так, прокурор Международного уголовного суда (МУС) Карим Хан требует выдачи ордеров на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны страны Йоава Галанта по обвинению в военных преступлениях. Одновременно Международный суд справедливости ООН в Гааге начал в конце прошлого года рассмотрение иска ЮАР против Израиля по обвинению в геноциде.
Международные агентства постоянно понижают кредитный рейтинг Израиля, и все громче звучат голоса, призывающие ввести эмбарго на поставки ему оружия. В сентябре соответствующую резолюцию приняла Генеральная ассамблея ООН: "за" проголосовали представители 124 стран, 14 выступили против, 43 воздержались.
На данный момент поставки оружия Израилю уже остановили Испания, Нидерланды, Бельгия и Италия, некоторые ограничения ввела Великобритания. США в качестве давления на израильское правительство этой весной ненадолго заморозили поставки Израилю боеприпасов, но потом смягчили свою позицию.
Немаловажно, что война на Ближнем Востоке пришлась на избирательную кампанию в США. Администрация президента Джо Байдена столкнулась с критикой внутри Демократической партии за недостаточное давление на Израиль. В связи с этим Вашингтон прилагал максимум усилий, чтобы израильские власти пошли на прекращение огня в секторе Газа и разработали план на "следующий день" после войны. За эти месяцы между США и Израилем было немало споров и разногласий, в том числе отодвигались встречи и переговоры, президент Байден также выражал недовольство Нетаньяху. Но сотрудничество продолжилось. Что будет дальше, зависит от того, кто победит на президентских выборах в США и по какому сценарию будут развиваться события на Ближнем Востоке.
При этом война в секторе Газа продолжается. Там остаются израильские заложники, а будущее Газы и перспективы окончательного урегулирования палестино-израильского конфликта по-прежнему не ясны.