Российские власти должны отреагировать на заявления главы Чечни Рамзана Кадырова, который назвал террористами члена Совета по правам человека при президенте Игоря Каляпина и журналистку "Новой газеты" Елену Милашину, заявил член СПЧ Павел Гусев. Он считает, что подобные высказывания главы Чечни могут поставить под угрозу здоровье и жизнь Каляпина и Милашиной.
Это заявление Кадыров опубликовал в своем телеграм-канале на фоне преследования семьи Янгулбаевых: 20 января из квартиры в Нижнем Новгороде чеченские силовики увезли больную диабетом мать юриста "Комитета против пыток" Абубакара Янгулбаева Зарему Мусаеву. После этого Кадыров признал, что она в Чечне, и объявил, что "семейке" Янгулбаевых "место либо в тюрьме, либо под землей". Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что похищение матери Янгулбаева – "фантастическая история" и в Кремле предпочитают не верить таким сообщениям.
Как в Кремле относятся к заявлениям Кадырова и при каких обстоятельствах возможна отставка главы Чечни? В программе "Утро" мы спросили об этом редактора отдела политики "Новой газеты" Кирилла Мартынова и полковника ФСБ в отставке Геннадия Гудкова.
— Кирилл, как вы думаете, как в Кремле относятся ко всему, что заявляет Кадыров? Песков говорил, что все происходящее в Нижнем Новгороде – фантастика. Он действительно не мог в это поверить? И почему сейчас он опровергает собственные слова? Не выглядит ли Кремль глупо, когда Песков так говорит?
В Кремле относятся к Кадырову как к неизбежному злу, для которого не существует замены
Кирилл Мартынов: Мне кажется, в Кремле и лично господин Песков относятся к Кадырову как к неизбежному злу, для которого не существует замены. Может быть, слово "зло" здесь не совсем подходящее, но как к такому колониальному способу удержать эту "трудную территорию" – это тоже термин Пескова – в составе Российской Федерации с такой ее специфической историей. И вот есть такой человек, который делал эту работу для кремлевских жителей, и это Кадыров. Замену ему найти невозможно, поэтому все то, что он вытворяет, – это в конечном итоге часть платы российских властей за то, чтобы территория оставалась до некоторой степени под их контролем.
Песков сказал не только о том, что это фантастическая история, но еще он сказал фразу, которая всех тронула, что ему не хочется в это верить. И мне показалось, что это шедевр кремлевской пресс-службы: когда у тебя что-то идет не так, ты говоришь, что тебе не хочется в это верить. Я думаю, что Песков мог быть в этом контексте вполне искренним. У него не первое столкновение с Кадыровым, ему не впервой приходится оправдываться за действия и слова этого человека.
— Геннадий, что говорят и говорят ли вообще ваши источники в ФСБ: насколько российских силовиков сейчас злит то, что Кадыров может делать все что угодно и везде, где захочет?
Геннадий Гудков: Вы спрашивали, не выглядит ли глупо Кремль? Я думаю, что глупо выглядим мы все, потому что дело-то не в Кадырове. Кадыров совсем недавно опубликовал заметку, в которой признавался, что Чечня на 90% финансируется Россией, Чеченская республика получает 300 миллиардов рублей дотаций, субвенций, трансферов и так далее. А дернуть Кадырова, заставить его вести себя прилично вообще ничего не стоит. Задержите ему пару трансферов, и он сам приползет в Кремль, потому что иных денег содержать всю эту банду в погонах нет.
Кадыров – это просто исполнитель задач Кремля
Поэтому мы выглядим глупо, мы пытаемся Кадырова сделать виноватым во всем, а на самом деле Кадыров – это просто исполнитель задач Кремля. Так же, как где-то есть штурмовики, где-то тонтон-макуты, где-то чернорубашечники или какие-то специальные подразделения, которые созданы для расправ с народом. Кадыров сказал же: "Я пехотинец Путина". Вот он как пехотинец и работает. Надо, чтобы он запугивал народ, надо, чтоб он бросал обвинения Украине и обещал ее уничтожить, – вот он это и делает.
Посмотрите на реакцию Пескова: "Это фантастическая история, я отказываюсь в нее верить". Потом: "Я "фантастическая" не говорил". Он, по сути-то, ничего не сказал, что высшее должностное лицо субъекта федерации позволяет себе организовывать бандитские выходки, позволяет обвинять безо всяких судов людей в тяжких преступлениях и вообще творить бандитский произвол по всей стране. Причем это не только Нижний Новгород. Посмотрите, кто живет в Москве в "Президент-Отеле" – там живут вооруженные формирования Кадырова, которые участвуют во всех разборках Москвы по коммерческой части. Кто Кадыров? Это Кремль, это Путин.
— Действительно, нижегородские силовики никак не вмешивались, когда чеченские силовики пришли в квартиру правозащитника и фактически у них на глазах так легко увезли его мать Зарему Мусаеву. Вы можете объяснить логику действий силовиков в других российских регионах? Им четко дали понять, что чеченских силовиков трогать нельзя?
Геннадий Гудков: Да, конечно. Им просто запретили действовать.
— Как это работает? Им дают указания в каждом конкретном случае?
Геннадий Гудков: ФСБ дает указания всем остальным. У нас вся силовая структура заточена на ФСБ. ФСБ определяет, какие приговоры, какие дела заводить, какие выносить решения, кого арестовывать, кого задерживать. Я имею в виду по политической части. Ведь мы же сейчас дело имеем с политическим делом, а не с обычным уголовным процессом. Поэтому ФСБ определяет политическую составляющую – кому что делать. Они получили в соответствии с этим точную команду, что делать: "Этого не трогайте, а эту забирайте". Все силовики получили команду не вмешиваться.
Это говорит о том, что политический вопрос решается в Кремле, а не в Чечне. Это ключевое отличие наших общепринятых заблуждений, что Кадыров – самостоятельная личность. Ни хрена он не самостоятельный. Ему Путин позвонит, скажет: "Знаешь, у тебя есть территория республики – носа не высовывай, иначе денег не получишь, дорогой". И все, никаких проблем не будет.
— Геннадий, есть ли, по вашему мнению, некая "красная линия": если Кадыров ее перейдет, может ли Путин отправить его в отставку?
Геннадий Гудков: Если он не будет выполнять поручения Путина или будет выполнять их плохо, его отправят в отставку. Пока он справляется с этой задачей хорошо. Он держит ему Кавказ – я много раз слышал от людей, вхожих к Путину, когда они жаловались на Кадырова, он им говорил: "Вы тут как сыр в масле катаетесь, а Кадыров у меня тут Кавказ держит". Это вовсе не плата и дань – это осознанная политика формирования бандитского способа расправы с политическими фигурами.
Немцова кто убил? Чеченское подразделение. Кто с Политковской разобрался? Чеченское подразделение. Кто разобрался с Эстемировой? Тоже они. Кто организовывал ряд терактов на территории Европы? Чеченское подразделение. Кто в Сирию поехал? Они же. Они прекрасно выполняют задачи, поэтому пользуются огромной поддержкой и полномочиями.
Если подчиненные Кадырова что-то натворят, их погладят по головке и могут немножко наказать. А Кадыров четко в пределах допустимого выполняет поручения Кремля. Вы что думаете, когда замышлялся план убийства Немцова, это не было согласовано в Москве на каком-то уровне? Мне, по крайней мере, очень уважаемые люди говорили про этот уровень, называли конкретные фамилии, где было согласовано убийство Немцова. Причем говорили из Чечни в том числе.
Кадыров – пехотинец, опричнина, тонтон-макут, который полностью управляется федеральной властью. И власти это выгодно. Поэтому они и молчат, поэтому Песков и делает такие заявления, типа "мы ничего не знаем, верить не верим, фантастическая история". А потом начинают опровергать свои слова, но не в части действий кадыровских бандитов, а в части риторики – использовал он эти слова или нет. Он, по сути, ничего не сказал.
— Кирилл, можете ли вы представить себе отставку Кадырова? Вообще есть ли человек, который может его заменить на посту главы Чечни?
Кирилл Мартынов: Нет, человека такого, конечно, нет, потому что Кадыров – это продукт двух чеченских войн. Официальная российская пропаганда говорит о том, что произошло некое замирение, что Чечня – это теперь мирная процветающая республика, хотя и живущая за российские дотации, как справедливо отмечает Геннадий.
На практике, мне кажется, Кадыров и по своей психологии, и по своей специфической "харизме" – абсолютный продукт войны, фактически ребенок войны, который продолжает войну, просто другими способами. И это такой типичный полевой командир в других условиях – такой полевой командир во дворце, которого заменить нельзя, потому что иначе вся конструкция рухнет и все клановые противоречия внутри Чеченский республики вскроются и будет непредсказуемый конфликт.
Я, если честно, не знаю, что было бы лучше для Российской Федерации: открытый конфликт или продолжение кадыровской власти. По-моему, и то и другое очень плохо. Но Кадырова заменять некем, и, я думаю, в Кремле это прекрасно понимают. Кстати, такая конструкция в некоторой степени ставит под сомнение те слова, которые Геннадий формулировал о том, что Кадыров – это стопроцентная марионетка. Понятно, что если ему позвонит Путин и даст какой-то приказ, то, наверное, Кадырову придется показательно его выполнять.
Но при этом у Кадырова совершенно точно есть свои собственные представления о том, как устроен мир. Я уверен, что никто не давал Кадырову распоряжения преследовать и пытать геев на территории Чеченской республики, о чем несколько лет назад писала "Новая газета", об этих трагических событиях. Я уверен, что тот тоталитарный режим, построенный на заложничестве, который установлен в Чеченской республике, – это тоже местное изобретение. Никакие приезжие специалисты именно такой режим в Чечне строить не указывали.
Даже эта ссылка на "Президент-Отель" в Москве, где живут какие-то вооруженные формирования Кадырова и участвуют в силовых операциях по сопровождению коммерческих сделок, о чем тоже пресса писала, мне кажется, что это тоже показывает, что есть свои собственные, в том числе экономические, интересы у окружения Кадырова.
Я думаю, что мой ответ на ваш вопрос, что должен сделать Кадыров, чтобы его отправили в отставку: мне кажется, он должен перейти дорогу какому-то очень серьезному силовому клану на территории Российской Федерации, который воспримет это как личное оскорбление и начнет мстить. Это история про то, что на самом деле Россия практически неуправляемая страна, нет единого центра принятия решений, Путин не может всем позвонить, Путин не может давать указания всем, да, может быть, не так уж хорошо его и слушают.