В ночь на 24 января в ряде регионов России не работали мессенджеры Telegram, WhatsApp и Viber. Больше всего жалоб на сбой поступило из Новосибирской области и Хабаровского края. Также есть сообщения от пользователей из Москвы, Петербурга, Приморского края, Якутии и многих других регионов России. Местные жители отмечали, что приложения доступны только с VPN. Вечером 23 января на сбой также жаловались пользователи YouTube. Замминистра цифрового развития Якутии Андрей Суслов заявил, что в работе мессенджеров был технический сбой и ведутся профилактические работы, согласованные с Роскомнадзором.
Проблемы продолжились и в пятницу. В Псковской и Новгородской областях в этот день было объявлено, что в регионах на пять дней, с 25 по 30 января с 23:00 до 06:00 - отключат мобильный интернет стандарта LTE всех операторов связи. Власти объяснили это техническими работами, но мобильных операторов об отключении чиновники не предупредили.
Проблемы с интернетом в Якутии совпали с акциями протеста в регионе. 24 января десятки людей там вышли на протест после убийства местного жителя уроженцем Таджикистана. Неделю назад мессенджеры не работали в Башкортостане, где 19 января люди вышли на акцию протеста в центре Уфы после приговора суда местному активисту Фаилю Алсынову. В тот день в Уфе тоже не работали Telegram и WhatsApp, проблемы наблюдались и в других регионах России.
О том, как российские власти пытаются ограничивать доступ к соцсетям – в эфире Настоящего Времени рассказал независимый IT-специалист Алексей Семеняка.
– Формулировка чиновника из Якутии удивляет. Он говорит: "В работе мессенджеров был технический сбой, потому что ведутся профилактические работы, согласованные с Роскомнадзором". Что это значит?
– В работе мессенджеров сбой был вызван какими-то внешними факторами. То есть понятное дело, что сбой был не на стороне мессенджеров, не на стороне тех платформ, которые обеспечивают их работу, а на стороне систем, которые предназначены для того, чтобы эти сбои создавать.
– То есть Роскомнадзор вмешался в работу каким-то образом и это привело к сбою?
– Безусловно, это было внешнее вмешательство. Очевидно, это были некие работы, вполне возможно испытания Роскомнадзором способов блокировки этих мессенджеров, так как тот же телеграм не находится в списке запрещенных ресурсов, то объявить, что мы блокировали его в тестовом режиме, наверное, российским властям кажется не очень правильным. Поэтому они прибегают к таким скользким формулировкам, что случился сам собой какой-то сбой.
– Сейчас Роскомнадзор уже способен ограничивать работу мессенджеров тогда, когда это, собственно, нужно российским властям полностью?
– Практически да. То есть с тех времен, когда блокировали телеграм, скажем так, не очень удачным образом, прошло достаточно много времени. И согласно закону Лугового, в России все операторы должны были установить специальное оборудование противодействия угрозам, то есть эти специальные единицы, которые называются ТСПУ, которые должны контролировать весь пользовательский трафик. И в условиях, когда любой поток информации, которая передается пользователем или к пользователю, находится под контролем, безусловно, осуществить блокировку становится намного проще. И, скорее всего, это моя гипотеза, что телеграм в этих условиях не будет предпринимать тех усилий, которые он предпринимал раньше по обходу блокировок, по, скажем так, способу спрятаться, просто потому, что и политическая ситуация сильно иная.
– Ранее в нашем эфире Григорий Бакунов, бывший директор по распространению технологий "Яндекс", который сейчас живет в Киеве, говорил, что российские власти будут иметь все возможности для блокировки ютуба уже в конце 2023 года. Ютуб – это не мессенджеры. Как вы думаете, эти технические возможности у российских властей сейчас появились?
– Я, собственно говоря, некоторое время назад говорил, что технические возможности для блокировки ютуба у российских властей есть давно. Ютуб – платформа, которая не пытается скрываться, они не пытаются никаким образом маскировать свою работу, сделать свои потоки информации, скажем так, обезличенными и непрозрачными. Поэтому в этих условиях блокировать ютуб – это задача технически не очень сложная. И такие возможности у российских властей были и до конца 2023 года. Вопрос с ютубом, на мой взгляд, это вопрос чисто политического решения.
– Оно может быть принято?
– Российские власти способны, по-моему, на любые политические решения. Степень безумия там зашкаливает, поэтому мне сложно сказать. Оно, безусловно, может быть принято, и оно может быть реализовано. Потенциал для этого есть. Будет это или не будет – это уже вопрос, наверное, к политологам.