Осенью 2020 года, вскоре после президентских выборов в Беларуси и начала массовых протестов и арестов активистов, страны Балтии объявили о готовности принять пострадавших от действий белорусских силовиков – как отдельных людей, так и целые белорусские компании. В Латвии с этой целью была создана специальная программа для бизнеса – она предусматривала особые условия для получения вида на жительство, оборудования переезжающим компаниям офисов и открытия банковских счетов. Заявки на переезд с осени прошлого года подали около 100 белорусских компаний, 17 фирм уже переехали в Ригу и другие города.
Надежда Ручанова в Беларуси была топ-менеджером в IT-компании, потом работала в Министерстве финансов. В Латвию она приехала еще несколько лет назад – учиться в Высшей школе экономики – и в итоге осталась жить и работать в Риге, где и основала собственную компанию. Долгое время ее соотечественники не спешили следовать ее примеру:
"Если мы с вами возьмем калькулятор и с точки зрения бизнеса посчитаем, где бизнес вести удобней, то, конечно, Латвия – не самая выгодная территория, – объясняет Надежда. – Но это не потому, что Латвия плохая, а потому, что те условия, которые были в Беларуси у резидентов ПВТ (Парка высоких технологий в Минске), на сегодняшний момент ни одна страна Евросоюза не может предложить".
Налоги для IT-компаний в Беларуси долгое время действительно были гораздо ниже, чем в Латвии и других странах, и продолжают такими оставаться. Но из-за политической ситуации в стране многие компании уже готовы променять эти налоговые льготы на безопасность, говорит Валерий Цепкало, бывший руководитель Парка высоких технологий в Минске, экс-кандидат в президенты. Он вместе с женой Вероникой и детьми тоже переехал в Латвию. По его словам, компания, которая физически находится в Европе, гарантирует большую надежность своих услуг, чем компания, работающая из Беларуси.
"Дело даже не в том, что они просто не хотят в такой среде быть в Беларуси. Здесь еще есть и требование заказчика, – объясняет Цепкало. – Представьте, что люди вложили миллионы долларов в какую-то разработку, но этого человека, разработчика, могут просто схватить на улице, направить в тюрьму. А в IT-бизнесе все строится вокруг человека. Это не сахарный завод, когда потеряли директора сахарного завода – ну и потеряли".
Литва, Латвия и Эстония подготовили специальные программы для переезда белорусского бизнеса: рабочие визы оформляют в течение пяти дней, чиновники помогают найти офисы, подготовить документы для банков, кое-где даже пристроят детей в детский сад или школу. Латвия в рамках этой программы с осени получила около 100 заявок от белорусских компаний, 17 уже переехали.
"Большинство – это IT-компании, примерно 60%. Но для нас важно, что есть и представители других отраслей, – подчеркивает Рейнис Азис, сотрудник Агентства инвестиций и развития. – Например, компании, которые хотят открыть здесь высокотехнологичные производства".
Многие компании, которые находятся в процессе релокации, пока не готовы заявить о себе – боятся санкций со стороны белорусских властей: задержаний, арестов, запрета на въезд в страну. По этой причине названия переезжающих компаний держатся в строжайшем секрете. У многих беглецов в Беларуси до сих пор остались офисы, представитель и часть сотрудников.
Некоторые "беглецы", впрочем, не скрывают своих планов: на днях появилась информация, что в Латвии планирует открыть бизнес белорусская компания Yukon: она занимается производством профессиональных оптических приборов для охотников, туристов и рыболовов.
"Латвия нам близка культурно и географически. Здесь немало привлекательных предложений для бизнес-организаций, а у нас в планах и так было расширение нашей группы предприятий, и мы рассматривали Латвию как одну из возможных стран для прихода нашей компании", – подтвердил Германас Каваскис, представитель Yukon Advanced Optics Worldwide. По его словам, хотя корни компании действительно происходят из Беларуси, с 2005 года ее главный офис находится в Литве, в Вильнюсе, "и отсюда управляется вся группа предприятий".
В Минске у Yukon есть работающее подразделение, но свое новое производство Yukon будет открывать именно в Латвии. Инвестиции – пять миллионов евро.
Конкуренция за белорусских работников IT-сектора в странах Балтии и Польше также высока. А с их стороны на выбор в пользу той или иной страны влияют многие вещи – цены на электричество, бюрократия, коррупция и наличие школ с обучением на русском языке.