Война, год назад развязанная Путиным в Украине, привела к самому массовому притоку граждан России в Центральную Азию за всю историю. Число россиян, въехавших в Казахстан в 2022 году, выросло на 234%: это официальные данные российской пограничной службы. Причем среди тех, кто пересек границу, были не только мужчины призывного возраста, бежавшие от мобилизации, но и женщины, которые не подлежали призыву: все они не желали поддерживать войну и опасались, что за эту позицию их будут преследовать на родине.
Ольга Черкасова приехала в Алматы из Новосибирска с минимумом вещей и денег. Говорит, самое ценное, что ей удалось вывезти, – это ее дети: 14-летний сын и 19-летняя дочь. Еще находясь в России, Ольга тщетно пыталась убедить своих сограждан в том, что развязанная Кремлем война в Украине – это страшнейшая ошибка. А говорящие головы в телевизоре их зомбируют, в том числе и когда говорят о национализме и русофобии в Украине.
Ольге и ее близким не угрожала отправка на фронт. Но она никогда не скрывала своих оппозиционных политических взглядов, а после начала войны в Украине написала рассказ, в котором в аллегорической форме описала происходящее в России. Текст она опубликовала на "Яндекс.Дзен", и ей тут же заинтересовались спецслужбы.
"Меня вызвали в школу к сыну. Мне сказали, что я укронацистка и навальняцкая подстилка, что меня надо лечить электрошоком, что детей срочно надо от меня спасать, сказали: "Ждите, на днях к вам зайдем", – вспоминает женщина. – Я в истерике, я в панике. У меня нет денег, мне некуда ехать, мне некуда деваться. У меня не было ни одного человека, кто мог бы меня приютить с двумя детьми, и сейчас нет. На тот момент мне было очень страшно. Я была в таком состоянии, что я готова была выпрыгнуть в окно".
Сбежать из России Ольге помогли друзья. Оказавшись в Казахстане, она первое время вместе с детьми жила в шелтере с другими россиянами. Потом этот приют закрыли, и семья сняла маленькую квартирку на окраине Алматы.
Ольга говорит, что сейчас главная задача для нее – выжить. Из-за переезда она лишилась постоянного дохода, у нее заблокированы все счета в России, и Ольга вполне обоснованно опасается, что на родине ее ждет тюрьма. Впрочем, возвращаться на родину она и не планирует.
"Вообще нет, ни при каких обстоятельствах! – отвечает она. – Вне зависимости, сменится там режим или не сменится, уйдет ли Путин или нет, там все равно не будет ничего, что бы меня туда привлекало! Я никогда не видела там ничего хорошего. Там при власти не было ни одного более-менее умного человека. Если даже уйдет Путин, вертикаль власти выстроена так, что все равно придет к власти тот, кто унаследует все выстроенное Путиным".
За два месяца жизни в Казахстане Ольга уже научилась ходить за покупками, не пересчитывая в уме цены в рубли. И подчеркивает, что к ней, эмигрантке, почти все относятся хорошо.
"В основном мы встречаем в Казахстане только очень хорошее отношение. Я могу сказать, что были единичные случаи, когда нам сказали: "Какого фига вы, русские, сюда приперлись?" – подчеркивает россиянка. – И это были сами русские, переселенцы, которые много лет назад сюда приехали жить!"
После начала войны в Украине Казахстан стал одним из основных направлений, куда направились граждане России. За прошлый год казахстанско-российскую границу пересекли почти 3 миллиона человек. Однако большинство россиян воспринимают Казахстан как транзитную страну и предпочитают не оставаться там, а ехать дальше – лишь единицы принимают решение оставаться.
С конца января положение этих людей в Казахстане заметно ухудшилось: власти республики отменили действовавшее до этого правило автоматической пролонгации безвизового пребывания при единоразовом пересечении границы. Но Ольга надеется, что получит разрешение на временное проживание в стране и останется в Казахстане надолго.