Россиянин Юрий Изотов осваивается в Грузии. Это уже вторая страна в его статусе политического мигранта: до этого была Украина, куда активист бежал из Москвы после многочисленных угроз. В России Изотов участвовал в акциях протеста против президента Путина – в Киеве также на них выходил. "Во время акции протеста я кинул в здание Россотрудничества несколько куриных яиц – и возбудили уголовное дело по статье о нападении на дипломатическое представительство из-за этого", – рассказывает Юрий Изотов.
Когда в России Изотова объявили в розыск, миграционная служба Украины все еще не хотела принимать документы Юрия для получения статуса беженца. Пришлось ехать в Грузию: "У меня здесь больше прав, чем было в Украине. Здесь я могу открыть банковский счет и пользоваться им, а в Украине в статусе соискателя убежища – ты не можешь ни на работу устроиться, ни жилье снять, если у тебя знакомых нет, ни банковский счет открыть. В Грузии с этим проще".
Юрий и рад бы отказаться от российского гражданства, но сначала для этого ему надо погасить судимость – на родине ему грозит 10 лет тюрьмы. Но даже попробовать ее оспорить он не может, чтобы не лишиться права на убежище в Грузии.
"С учетом всего того, что творит данное государство, я не хотел бы больше себя с ним ассоциировать, с убийствами, войнами, репрессиями – с одной стороны. С другой стороны, для этого мне придется обратиться к властям России. А соискатели убежища не могут контактировать со своей родной страной", – рассказывает Юрий Изотов.
МИД России говорит, что ежегодно около четырех тысяч россиян выходят из гражданства. Причины разные: большинство, вероятно, получает паспорт другой страны, где нельзя иметь двойное гражданство. А кто-то принципиально не хочет больше быть гражданином России. Но процесс выхода из гражданства РФ не такой уж простой.
Гражданство дает не только права, но и обязанности: служба в армии, уплата налогов. Если ты гражданин России, российские власти могут завести на тебя уголовное дело, объявить в международный розыск, объявить "иноагентом", потребовать твоей экстрадиции. И даже если ты не очень нужен властям своей страны и они будут тебя из страны выдавливать, отказаться от гражданства тебе будет не так-то просто.
Анастасию Леонову уволили из московского ресторана, где она работала сомелье, за посты в фейсбуке в поддержку Украины. Окончательно разочаровавшись в России, весной 2015-го девушка поехала в Украину – отправилась на Восток. "Я полгода своей жизни отдала тому, что была волонтером, санинструктором, помогала украинской армии, обучала добровольцев, которые уходили воевать", – рассказывает Анастасия.
Россияне, воевавшие на Донбассе на стороне украинской армии, – достаточно распространенный случай. Но участие в военном конфликте не помогает им получить гражданство или хотя бы вид на жительство. В России на них заводят дела по статье о наемничестве. После того, как Леонова вернулась с Донбасса, в ее отношении возбудили дело и в Украине – по подозрению в терроризме.
"Меня два раза всего допрашивали, я рассказала все, что знаю. Они взяли мой телефон, компьютер, фотоаппарат. Фотографии пытались выдать за то, что я занималась шпионской деятельностью в пользу России", – отмечает Анастасия Леонова.
В 2016 году она провела в СИЗО 150 дней, потом ее отпустили из-за необоснованности подозрений. Подозревали в связях с группой диверсантов, которые якобы готовили теракты в Украине. Доказательства суд не убеждают, но обвинения с Леоновой еще не сняли. Сейчас она не может ни выехать из Украины, ни легализоваться внутри страны.
За последний год из России уехало множество сторонников Навального, на некоторых из них повесили многомиллионные штрафы. Российским властям такие граждане явно не нужны, но расстаться с гражданством они им все равно не позволят, утверждает руководитель службы правовой помощи российским гражданам Владимир Жбанков.
"Люди боролись с путинским режимом, сопротивлялись и т.д., получили колоссальные штрафы, которые нельзя оплатить, даже если продать все запасные части в своем организме. Они не могут выйти из гражданства ни при каких обстоятельствах, – говорит Владимир Жбанков. – Создается парадоксальная юридическая ситуация. Человек несет негативные политические последствия за то, что он не в состоянии контролировать".
Сложности с отказом от гражданства возникают не только у политических активистов. Ксения Кутырева, как и многие россияне, поехала на учебу в Нидерланды, а потом и осталась там работать.
"Я переехала в магистратуру и после окончания решила остаться. Голландия предоставляет очень хорошие условия для зарубежных студентов, если твое гражданство вне ЕС, то после магистратуры или бакалавриата ты можешь остаться на год и искать работу в это время", – рассказывает Ксения.
Девушка уже получила голландский паспорт. Теперь у нее есть год, чтобы отказаться от российского, как того требует закон в Нидерландах. Для этого ей нужно как минимум выписаться из родного Саратова.
"Нужно работать паспортисткой в Саратове, чтобы отказаться от прописки, – иронизирует Ксения. – Я столкнулась с тем, что люди вообще не знают, что нужно для этого сделать. В России это сложный процесс. Они не могут тебя выписать, если ты не предоставляешь им другой адрес. Когда речь идет о переезде в Москву, то с этим проблем нет. А когда ты приезжаешь за границу, возникает множество конфузов".
В Амстердаме Ксения руководит отделом в мобильном банке. Для нее выбор между нидерландским и российским паспортом был не сложный – как и для многих россиян, уезжающих в Европу за лучшей жизнью.
По данным МИД России, ежегодно от российского гражданства отказываются около четырех тысяч россиян. А вот получают намного больше: в 2021 году, по данным МВД, российское гражданство уже получили более 656 тысяч человек.