В столице Омана Маскате состоялся первый раунд переговоров между Ираном и США по поводу ядерной программы Тегерана — на столь высоком уровне эти две страны не сотрудничали с 2018 года.
Обе стороны назвали встречу конструктивной и подтвердили, что договорились о втором раунде переговоров на следующей неделе. США заявили, что "прямая коммуникация" сыграет ключевую роль в достижении возможной сделки.
Иран представлял министр иностранных дел Аббас Арагчи, а США — спецпосланник Трампа на Ближнем Востоке Стив Уиткофф.
По данным источников The Wall Street Journal, знакомых с ходом переговоров, для достижения новой договоренности иранская сторона потребовала, чтобы США смягчили санкции, парализовавшие национальную экономику. Кроме того, Иран хочет получить доступ к миллиардам долларов, замороженным за рубежом, а также настаивает, чтобы США прекратили давление на китайских покупателей иранской нефти. Взамен Тегеран готов вернуться к показателям обогащения урана, которые были предусмотрены сделкой 2015 года.
По данным Axios, Трамп дал Ирану два месяца на то, чтобы заключить новое ядерное соглашение. Главное требование президента США — полный отказ от разработки ядерного оружия.
Одновременно президент США приказал нарастить присутствие американских вооруженных сил на Ближнем Востоке на случай, если сделку не удастся заключить. Предполагается, что в случае провала дипломатии Трамп может приказать нанести удар по ядерным объектам Ирана или поддержать удары Израиля.
Иран, по данным Axios, добивает заключения временного соглашения по ядерным вопросам, потому что не считают возможным согласовать всеобемлющий договор за два месяца.
Производство урана Тегеран возобновил после того, как в 2018 году Дональд Трамп во время своего первого президентского срока объявил о выходе США из многостороннего соглашения по ядерной программе, заключенного в 2015 году.
По условиям этой договоренности, Иран мог обогащать уран только до уровня чистоты 3,67%. Однако в феврале Международное агентство по атомной энергии сообщило, что Тегерану удалось накопить запасы урана, обогащенного до 60%, и может относительно быстро довести его чистоту до 90%, что достаточно для создания ядерного оружия.
Заключению ядерной сделки в 2015 году предшествовали почти два года интенсивных переговоров. На момент начала новой попытки достичь соглашения иранская программа уже является гораздо более развитой и сложной, чем 10 лет назад, а ближневосточный регион в целом — значительно менее стабильным.