Россия на фоне подготовки атаки Тегерана на Израиль начала передавать Ирану системы ПВО. Об этом со ссылкой на двух иранских чиновников пишет The New York Times.
О военных поставках, по информации газеты, шла речь во время встречи руководства Ирана с секретарем Совета безопасности России и экс-министром обороны Сергеем Шойгу во время его визита в Иран. В Тегеране Шойгу встретился с президентом страны и командующим иранскими вооруженными силами. На встрече, как сообщают иранские СМИ, Шойгу заявил, что Россия готова к "полному сотрудничеству с Ираном по региональным вопросам". Как пишет агентство Reuters, Иран через Шойгу также запросил у России истребители Су-35. Согласилась ли их поставить Москва, не сообщается.
В свою очередь, Владимир Путин через Шойгу попросил верховного лидера Ирана "сдержанно" ответить Израилю на убийство главы экстремистской группировки ХАМАС (признана террористической в США и ЕС) Исмаила Хании и воздержаться от ударов по гражданскому населению Израиля, пишет Reuters.
Именно эта просьба может стать предметом торга между Тегераном и Москвой, считает Сергей Мигдаль, военный эксперт, бывший офицер международного департамента полиции Израиля. По его мнению, Иран хочет воспользоваться ситуацией, "разменять какие-то политические факторы на получение оружия".
"Оружие, которое Иран просит у России, не имеет отношения ни к ликвидации Хании, ни даже к нынешнему витку конфронтации. Это то, что Иран просит уже давно, в некоторых случаях много лет. Если что-то из этого он получит, это не повлияет на то, что происходит сейчас в эти дни между Израилем и Ираном, потому что речь идет, как я понимаю, о каких-то высокотехнологичных системах вооружения. И на то, чтобы их освоить и ввести в боевые порядки, уйдут месяцы, а в некоторых случаях и годы", – подчеркнул Мигдаль в эфире Настоящего Времени.
Эксперт считает, что в первую очередь Тегеран может запрашивать у Москвы современные истребители, такие как Су-35. По словам Мигдаля, сейчас у Ирана устаревший парк военных самолетов, оставшийся со времен партнерства с США. После кризиса 1979-1980 годов – захвата американского посольства в Иране и свержения шаха – Вашингтон прекратил с Тегераном военное сотрудничество. Иран пытался строить свои самолеты – например Kowsar, созданный на базе американского истребителя Northrop F-5. Но в основном то, на чем сейчас летают иранцы, – это так называемые "летающие музеи", подчеркивает эксперт.
В этих условиях Москва могла бы передать "небольшое количество" современных истребителей, говорит Мигдаль. "Полагаю, что они могут передать небольшое количество, особенно это касается Су-34, которых самим российским летчикам может не хватать. Истребителей вроде у России есть достаточно, скажем, 20-30 единиц они в теории могли бы передать Ирану, не сильно повредив свои боевые возможности против Украины", – отмечает он.
И подчеркивает "тонкий момент": в связи с появлением в Украине F-16 России самой нужно будет гораздо больше истребителей, чем раньше, когда украинские истребители "почти не появлялись" на границах линий соприкосновений.
Мигдаль считает, что Тегеран также может попросить у Москвы ПВО взамен устаревших советских систем меньшего радиуса "Тор" или С-300, которые были поставлены Ирану еще в начале 90-х годов.
"Проблема в том, что в отличие от истребителей, где у России есть "лишние", ПВО, насколько мне известно как из открытых источников, так и от людей, которые работают в российских системах, все время речь идет о нехватке ПВО, – подчеркивает военный аналитик. – Особенно при постоянном расширении географии украинских ударов с помощью беспилотников, ракет различных типов по российским тылам, по аннексированному Крыму.
Москва тесно сотрудничает с Тегераном в военной сфере. В частности, Тегеран поставляет Москве беспилотники "Шахед", которыми Россия наносит удары по Украине, а также комплектующие для их производства.
Новый виток напряженности на Ближнем Востоке начался после смерти политического лидера экстремистской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране 31 июля.
Иран обвинил в его убийстве Израиль и пообещал отомстить. США и союзники считают, что Иран и "Хезболла" могут атаковать Израиль в ближайшее время.