Посол Великобритании в Латвии Пол Браммелл работает в Риге уже два года. В интервью Настоящему Времени он говорит о схожести политических взглядов двух стран по вопросам отношений с Россией и поддержки Украины. Он рассказывает об опыте Великобритании по объединению разноязычных диаспор социально и идеологически, который, по его мнению, могла бы использовать Латвия для лучшей интеграции русскоязычных. Также он уверен: "Чтобы понять Латвию, надо попробовать местную еду".
– Вы начали работать в Латвии два года назад, а до этого были на дипломатической службе в Казахстане, Туркменистане, Румынии, Барбадосе и других странах. В чем вы видите свою главную миссию здесь, в Риге?
– Я приехал в Ригу в июле 2021 года. Это было жаркое и по-латвийски короткое лето. Первое, что я увидел, когда приехал, это была дама из службы протокола, которая меня приветствовала. Она протянула мне прямо в руки мороженое: это было очень приятное приветствие!
Итак, когда я приехал сюда летом 2021 года, я думал, что сосредоточусь на налаживании наших связей, буду поддерживать их после того, как Великобритания вышла из Европейского союза. Но Великобритания не ушла из Европы! Мы друзья Латвии, мы хотим развивать наши очень крепкие отношения, и я должен сосредоточиться на этом.
Но через несколько коротких месяцев после моего приезда наступило 24 февраля 2022 года, когда Россия вторглась в Украину. И на самом деле я думаю, что в тот момент не было необходимости демонстрировать, почему сохранение прочных отношений с Великобританией было важным и актуальным для Латвии, потому что это было очевидно. Великобритания и Латвия разделяют очень близкие взгляды на незаконность действий России, на необходимость поддержки Украины всеми возможными способами: военными, гуманитарными, санкциями, давлением на международное сообщество. Это то, чем мы занимаемся, с тех пор мы очень тесно сотрудничаем.
– Я изучила ваш твиттер-аккаунт и увидела в нем много разной вкусной латвийской еды: серый горох, кефир, местные пироги. Похоже, вы кулинарный энтузиаст, или это что-то вроде гастродипломатии?
– Я определенно энтузиаст еды, это правда. Но я думаю, это действительно важно. Еда лежит в основе культуры любого народа. Чтобы понять Латвию, надо попробовать местную еду. И поэтому мне было очень приятно посетить такие места, как Центральный рынок в Риге, который является своего рода университетом латышской кухни. Здорово иметь возможность поговорить с людьми о том, что это за продукты, как их готовить, посетить некоторые рестораны и кафе на рынке или рядом с ним.
– Вы хорошо владеете русским языком. Как вы выучили русский язык и как вам это помогает в дипломатической работе здесь, в Латвии?
– Я не работал в России, но я был послом Великобритании в Туркменистане и в Казахстане. Я изучал русский язык в Питере. Помогает ли это в работе здесь, в Латвии? Да, я думаю, помогает. Разумеется, государственный язык Латвии – латышский, и я также немного изучал латышский язык, прежде чем приехать сюда, и для меня было большим удовольствием и большой честью иметь возможность немного говорить по-латышски. Это помогает лучше понять латвийскую культуру.
Но также надо иметь в виду, что довольно много людей в Латвии говорят на русском как на родном языке. Я думаю, что знание русского языка действительно полезно в общении с этим сообществом, помогает лучше понять эту часть населения страны.
– Расскажите, пожалуйста, о различных проектах посольства здесь, в Латвии. Например, один из них – это сотрудничество с Даугавпилсским театром, создание спектакля "Ложь без правил". Почему именно Даугавпилс, почему Латгалия, где много русскоязычных?
– Я – посол в Латвии. Рига красивый, очень красивый город, и это самый большой город в Латвии. Но если проводить все время только в столице, вы не поймете страну. Поэтому в рамках своей миссии здесь я побывал в разных уголках Латвии и уже дважды был в Даугавпилсе.
Большинство населения Даугавпилса говорит на русском как на родном языке. И одна из вещей, которую мы действительно пытаемся делать в Латвии, — это работа, направленная на поддержку латвийского правительства в создании и поддержании социальной сплоченности. Мы прекрасно осознаем тот факт, что во всем мире дезинформация является действительно большой проблемой. Вы видите, что это происходит не только в социальных сетях. Вы видите всю эту ложь, лживые высказывания из всевозможных источников. Я думаю, что те, кто здесь, в Латвии, говорят на русском языке, особенно уязвимы.
Кремль, конечно, пытается протолкнуть свои сообщения русскоязычной части населения Латвии. Вот почему мы считаем очень важным поддерживать организации и учреждения, которые продвигают русскоязычные СМИ, поддерживают независимые СМИ. Нам важно помогать латвийскому правительству доносить информацию до этой группы людей.
– Именно поэтому у британского посольства есть проекты по поддержке местных русскоязычных СМИ в Латвии? Можете рассказать больше об этом?
– Прежде всего, мы работаем напрямую с латвийским правительством, чтобы поддержать его работу по стратегическим коммуникациям. И вторая действительно важная работа – это поддержка независимых русскоязычных СМИ, оказание им практической поддержки. В Даугавпилсе, например, одна очень хорошая организация, с которой нам очень приятно работать, называется "Чайка".
Это не история о том, чтобы каким-то образом педалировать или продвигать определенные идеи от имени Великобритании. Мы даем возможность независимым СМИ быть независимыми, стремимся позволить им транслировать то, что они думают, свои взгляды.
– Но вы, конечно же, знаете, что некоторые латвийские политики считают, что государство не должно поддерживать в Латвии СМИ на русском языке. Они говорят: нам просто нужно поддерживать латышский язык, все должны знать латышский язык и всё.
– Конечно, правительство вправе выбирать язык общения. Но наша точка зрения заключается в том, что мы хотим избежать ситуации, когда у какого-то сообщества нет точного источника информации. Здесь, в Латвии, есть русскоязычная община. И если у людей в ней нет доступа к правдивым, независимым источникам информации на русском языке, существует риск получения ими информации из недостоверных источников. Это большой риск.
– Вы, наверное, замечаете определенные конфликты в латвийском обществе. Что, на ваш взгляд, может помочь его сплотить?
– Действительно хороший вопрос. И это подводит меня к третьему направлению работы, которое британское правительство поддерживает здесь, в Латвии. Например, это программа под названием "Люди — людям". Речь идет о поддержке социальной сплоченности.
Великобритания — очень многонациональная страна, мы — страна, которая приветствует все сообщества со всего мира. Опыт, который у нас был в развитии и поддержке социальной сплоченности, мы использовали для работы здесь, в Латвии. Это проекты для объединение людей из разных слоев общества.
— Какова должна быть будущая стратегия укрепления безопасности в Балтийском регионе? Сейчас это актуально как никогда, и Великобритания берет на себя большую часть ответственности за оборону региона.
— Это очень важный вопрос, и, очевидно, он занимает центральное место в наших умах и умах партнеров по НАТО. Особенно сейчас, когда мы готовимся к саммиту НАТО в Вильнюсе.
Я думаю, важность сильного, надежного и хорошо защищенного восточного фланга НАТО всегда была очевидной. Но я думаю, что российское вторжение в Украину наглядно продемонстрировало, почему это важно. На мадридском саммите НАТО в прошлом году были приняты действительно позитивные решения о дальнейшем укреплении этого фланга, и в Вильнюсе мы еще раз оценим, как эти решения реализуются и продвигаются вперед.
Великобритания активно в этом участвует. Мы являемся основой усиленного передового присутствия НАТО в регионе. У Британии много войск в Эстонии, мы налаживаем там свое присутствие, увеличиваем боеспособность и расширяем возможности. И это важно. Важно, что мы работаем вместе с Эстонией и другими балтийскими партнерами. Канада, к примеру, руководит группой НАТО в Латвии, Германия — в Литве.
— Как изменилось партнерство Великобритании с НАТО за последний год?
— Я думаю, что незаконное российское вторжение в Украину действительно продемонстрировало ценность НАТО, важность НАТО и, по сути, единство НАТО. Партнеры действительно очень тесно сотрудничают друг с другом. Я думаю, что с точки зрения поддержки Украины, то, что мы видели со стороны некоторых партнеров по НАТО, было бы почти невообразимо до 24 февраля. Я думаю, что эта солидарность и поддержка, вероятно, удивила Россию. И это было чрезвычайно важно. Мы едины в целях и абсолютном единодушии в важности поддержки Украины столько, сколько потребуется.
— Какими вы видите будущие отношения между Великобританией и Россией после окончания войны?
— Я думаю, что на самом деле все зависит от России: это вам говорит человек, который потратил много времени на изучение русского языка. Знаете, в русском языке и культуре есть много очень привлекательного, но, к сожалению, поведение России по отношению к Украине совершенно точно привлекательным не является. Но мы очень надеемся, что российское правительство примет решения, которые позволят нам вернуться к позитивным отношениям с этой страной.
— Считаете ли вы, что санкции против России, введенные за войну в Украине, эффективны?
— Да, я думаю санкции выполняют свою работу. Я думаю, что цена на нефть, например, является действительно важным инструментом, потому что без нее Россия получила бы огромную прибыль от продажи нефти и смогла усилить агрессию за пределами своей территории. Думаю, санкции работают.
— Через несколько недель, в июне, здесь, в Риге, будет балтийский прайд. Что вы думаете о соблюдение прав ЛГБТ+ в Балтии?
— Великобритания исходит из очень простой точки зрения: она заключается в том, что никто не должен подвергаться дискриминации на основании их сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Это действительно важно для нас. Совсем недавно, 17 мая, отмечая международный день борьбы с гомофобией, мы с гордостью установили над зданием посольства радужный флаг. И в этом году, как и каждый год, мы будем участвовать в рижском Прайде.
В Латвии есть замечательные люди и замечательные организации, поддерживающие права ЛГБТ. Например, Mosaika, неправительственная организация, действительно эффективна, и мы, вероятно, будем сотрудничать с ними в различных формах. Я думаю, что некоторые решения должны быть приняты. Есть некоторые решения, которые должен рассмотреть парламент Латвии. Есть решения Конституционного суда, которые должны быть реализованы и требуют определенных законодательных мер, и официально Латвия должна принять их, это должны решить латвийские чиновники. Мы очень надеемся, что чиновники Латвии будут принимать решения, руководствуясь основными принципами о том, что никто не может подвергаться дискриминации на основании сексуальной ориентации или гендерной идентичности.
— Недавно в Великобритании был коронован Карл III. Каковы ваши ожидания от нового короля?
— Вы видели, коронация Его Величества была удивительным международным событием, в котором приняли участие мировые лидеры со всего земного шара. У Его Величества большой опыт, в конце концов, у него 70-летний стаж в подготовке к этой роли. Он очень страстный человек, его взгляды хорошо известны.
Он ярый сторонник защиты окружающей среды. Вспомните его комментарии, например, на мероприятии "Изменение климата" в Глазго, когда он был принцем Уэльским. Он всегда активно поддерживал сообщества, занимаясь волонтерством, является патроном многих благотворительных организаций. Этот аспект его работы определенно сохранится. Через несколько недель мы проведем в Риге вечеринку по случаю дня рождения первого короля, чтобы отпраздновать наш национальный день. Его Величество является монархом, которым Соединенное Королевство гордится и будет гордиться!