Жителей Москвы, у которых диагностируют COVID-19 или ОРВИ, обязывают пользоваться приложением "Социальный мониторинг. Оно не только запрашивает геоданные пациента, но и селфи – раз в несколько часов. Тысячи москвичей уже получили уведомления о штрафах из-за сбоев в работе приложения, есть оштрафованные за то, что оказались в "скорой" и в больнице – четыре тысячи рублей за каждое пропущенное селфи.
Координатор "Правозащиты Открытки" Алексей Прянишников в эфире Настоящего Времени объяснил, что делать с этими уведомлениями и как обжаловать несправедливые штрафы.
— Насколько программа "Социальный мониторинг" соответствует российским законам?
— На данный момент ее законность еще никто не оспорил. Если говорить формально, это все делается в рамках указа мэра города Москвы, который, в свою очередь, действует в соответствии с режимом повышенной готовности, который предусмотрен федеральным законом. С учетом того, что пока вся эта инициатива и вся процедура, связанная с "Социальным мониторингом", не признана судом незаконной, противоречащей законодательству Российской Федерации, формально можно говорить о том, что это все в рамках закона.
— Герои нашего сюжета рассказывали свои истории: забрали на "скорой" в больницу – нарушила режим самоизоляции. Что с этим сделать? Как уберечься от того, чтобы платить эти штрафы?
— Естественно, это нужно обжаловать. У этого обжалования есть своя процедура. Первое, с чем сталкиваются люди, – у них отсутствует постановление о наложении штрафа. Здесь мы рекомендуем направить в ДИТ – департамент информационных технологий, подразделение мэрии Москвы, – соответствующий запрос о предоставлении этого постановления, чтобы оно оказалось у вас в наличии. Оно не совсем обязательно будет [выслано вам] по почте в бумажном виде, но тем не менее его можно будет скачать и можно будет обжаловать.
Для обжалования есть альтернатива: либо в вышестоящий орган – Главконтроль, либо в суд. Мы все-таки рекомендуем обращаться в суд, потому что Главконтроль – это вышестоящий орган в цепочке органов власти города Москвы, и он может быть предвзят. Поэтому наша рекомендация – обращаться в суд. Да, это будет немного дольше. С учетом того, что сейчас суды будут загружены, особенно после полуторамесячного отсутствия приема, отсутствия разбирательства большинства дел, тем не менее – лучше в суд.
— А если вообще не платить?
— Как не платить?
— Если постановления нет, это пришло в какую-то программу.
— Пройдет время, и это необжалованное постановление – его хоть на руках у человека и нет, но оно в природе юридически существует, – вступит в законную силу, и дальше начнутся меры принудительного взыскания: судебные приставы, аресты денежных средств на счетах и так далее. Обжаловать нужно. Несмотря на то, что это все противоречит духу нашей Конституции, мы сталкиваемся с тем, что это объективная реальность. Пока это все не будет признано незаконным, ничего с этим не сделаешь.
— Но пока никто не подавал иски о незаконности [этих штрафов].
— Насколько я знаю, пока нет, у нас такой инициативы пока еще тоже не было. Мы на протяжении последних трех дней разбираемся именно с процедурой обжалования. Эта группа в фейсбуке, [в которой люди жалуются на несправедливые штрафы], мы в ней активно работаем. Мы туда зашли, даем свои инструкции, рекомендации, люди пишут нам на почту и так далее.
Обжаловать в суде – это обязательно. Еще хотелось бы важный момент обозначить. По-моему, вчера руководитель Главконтроля – я уж не знаю, что с ним случилось, может быть, Кодекс об административных правонарушениях забыл почитать или давно читал, – но он сказал, что эти постановления можно обжаловать в течение 30 дней. Это неправда. Если мы обратимся к Кодексу об административных правонарушениях, там Кодекс дает 10 дней. Поэтому я настаиваю опираться именно на букву закона – это 10 дней.