В финальном документе саммита "Большой семерки" в Хиросиме страны G7 пообещали поддерживать Украину в "агрессивной войне России" "столько, сколько потребуется", а также осудили растущие угрозы военной и экономической безопасности со стороны Китая, призвав Пекин оказать давление на Москву.
"Мы еще раз самым решительным образом осуждаем агрессивную войну России против Украины, которая представляет собой серьезное нарушение международного права, в том числе Устава ООН. Жестокая агрессивная война России представляет собой угрозу всему миру и нарушение фундаментальных норм, правил и принципов международного сообщества", – говорится в заявлении.
В Хиросиму на саммит "Большой семерки" прилетел президент Украины Владимир Зеленский. Он встретился с президентом США Джо Байденом, лидерами Канады, Индонезии, Южной Кореи, Вьетнама, Австралии и Японии, а также с премьер-министром Италии Джорджей Мелони и премьер-министром Индии Нарендрой Моди.
Репортаж Настоящего Времени об итогах саммита G7:
В последний день саммита президент США Джо Байден провел личную встречу с Владимиром Зеленским. Они обсудили дальнейшую поддержку Украины: на полях саммита Байден объявил о новом пакете помощи на $375 млн.
Кроме того, США дали зеленый свет обучению украинских пилотов управлению истребителями западного образца. "Соединенные Штаты продолжают делать все возможное для укрепления способности Украины защищать себя, в том числе предпринимают новые совместные усилия с нашими партнерами по обучению украинских пилотов истребителям четвертого поколения, таким как F-16", – заявил Байден.
Зеленский отметил, что обучение украинских пилотов – дело нескольких месяцев. "Мы работаем над тем, чтобы те люди, которые будут проходить тренинг, по возможности, были максимально осведомлены, чтобы это были люди с большим опытом, чтобы тем самым сократить процесс обучения и чтобы эти самолеты появились для усиления нашего государства", – сказал президент Украины. И уточнил: "Я не могу вам сегодня сказать, сколько самолетов нам удастся получить. Я не могу вам точно сказать, когда это будет. Мы будем этот процесс ускорять, потому что для нас это важно".
Ранее Владимир Зеленский выступил на саммите Лиги арабских государств. Он призвал поддержать мирный план Киева из 10 пунктов и предложения по прекращению полномасштабного военного вторжения России в Украину. В свою очередь, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман заявил, что его королевство готово выступить посредником между Москвой и Киевом.
Украинский политолог Владимир Фесенко рассказал в эфире Настоящего Времени, чем завершились визиты президента Украины на саммиты G7 и Лиги арабских государств.
– То, что Зеленский выступает на заседании Лиги арабских государств, это важно?
– Да. Очень заметно, что в рамках нынешнего большого визита мы в выходные увидели второй большой зарубежный визит Зеленского. В прошлые выходные это было очень интенсивное и насыщенное турне по Европе. И, возможно, именно тогда была согласована эта идея, что надо поехать и в Японию на саммит "Большой семерки", потому что как раз в Европе Зеленский встречался с лидерами четырех европейских стран "Большой семерки". И уже в Киеве, видимо, родилась идея, что надо поездку в Японию совместить и с активизацией диалога с глобальным Югом.
Выступления Зеленского на саммите Лиги арабских государств и двусторонние переговоры, которые там случились, это важная составляющая такого диалога. Нас с целым рядом этих стран связывают торгово-экономические отношения. Мы являемся важным поставщиком зерна для целого ряда арабских государств. Есть и другие экономические связи. У Зеленского были активные контакты еще до войны с руководителями стран Персидского залива. И вот встреча с очень неоднозначным лидером Саудовской Аравии – наследным принцем. К этому по-разному относятся. Но я думаю, что цель заключается в том, что нам нужно расширять число потенциальных партнеров, а не увеличивать число врагов. Мы должны вести работу даже на той площадке, где больше влияние России. Это, скорее, такой нестандартный шаг, игра не столько на чужом поле, сколько не на своем.
Вы показывали в репортаже переговоры в Японии с премьер-министром Индии, были встречи и с другими лидерами стран глобального Юга. Я думаю, что для Украины это сейчас очень важное направление. Мы должны расширять не просто торгово-экономические контакты с этими все более влиятельными сейчас странами, но и рассказывать им правду о войне: о войне в Украине, о войне против российской агрессии. Потому что у этих стран умеренно-нейтральная позиция, очень прагматичная. Но им нужно больше говорить об этой войне, показывать, что эта война со стороны России крайне несправедливая, империалистическая, а Украина себя защищает. Такая информация не дает немедленного эффекта, но я думаю, что она может способствовать лучшему пониманию особенностей этой войны в тех странах, которые сохраняют активные контакты с Россией.
– Вы упоминаете Саудовскую Аравию, упоминаете Индию. Фактически, Зеленский сейчас встречался с теми людьми, которые пока доступны для Владимира Путина.
– Да, поэтому надо ломать монополию Путина на такие контакты. Я приведу еще один пример. Последние дни мы видим расширение числа лидеров стран, которые предлагают свои миротворческие посреднические услуги. Думаю, что большинство таких миротворческих инициатив останется без каких-либо практических результатов. Но мы не можем их отталкивать. Это для нас повод для диалога.
Очень однозначная позиция, например, у лидера Бразилии. Он тоже очень близок к Путину – там давние связи. Но для нас важно налаживать этот диалог, чтобы не было этого преимущества у россиян, что вот это – их союзники. Нет, мы должны их сейчас вывести в более нейтральную зону, увести хотя бы частично из сферы влияния России и постепенно развивать с ними отношения.
Кстати, могу отметить, что в Бразилию направляется послом один из самых опытных наших дипломатов Андрей Мельник, который работал послом в Германии, а в последнее время был заместителем министра иностранных дел. Кстати, он запомнился в Германии своей активной критической позицией. Посмотрим, как [он проявит себя] в Бразилии.
– Я бы даже сказал, жесткой позицией.
– Да. Это тоже свидетельство более активной дипломатии. Вообще, для Зеленского характерна наступательная интенсивная дипломатия. Это его, я бы сказал, фирменный стиль в международной политике.
– Если говорить про самолеты, в Хиросиме Зеленский снова просил F-16. Когда-то он тоже просил эти самолеты во время визита в США – и тогда многим показалось, что самолеты дадут, но не дали. А сейчас?
– Когда в декабре прошлого года был визит в Штаты, был ответ "нет". Кстати, по танкам Abrams Байден тоже тогда сказал "нет". Уже через месяц по танкам вопрос решился.
Смотрите, как пошагово Украина за счет наступательной дипломатии и активной работы со своими партнерами постепенно решает вопросы по усилению качества военно-технической поддержки нашей страны. Год назад было решение о поставках Украине тяжелого вооружения и современной артиллерии. Осенью – по системам ПВО. В начале этого года – по танкам: появилась "танковая коалиция". И вот сейчас после активной работы, которая шла с конца прошлого года, когда нам говорили то "нет", то "когда США дадут согласие, тогда мы начнем работу по подготовке пилотов и, возможно, будем поставлять вам эти самолеты", вот это согласие наконец получено.
Кстати, решающей стала именно прошлая неделя. Началось это в Великобритании, когда Риши Сунак сказал о возможности подготовки украинских пилотов, потом, например, премьер-министр Великобритании на встрече с коллегой из Нидерландов сказал, что фактически формируется сейчас эта "коалиция истребителей". И вот прорыв на саммите.
Я думаю, что постепенно стало понятно, в том числе Соединенным Штатам, некоторым лицам из Белого дома, которые являются сторонниками более умеренной и осторожной политики по отношению к войне между Россией и Украиной, что сейчас надо все-таки усиливать поддержку. Это, кстати, сигналы России. Я думаю, что главное значение на данный момент этого решения об F-16 – это сигналы России, что если Россия будет эскалировать войну в Украине, то Соединенные Штаты и Запад в целом будут увеличивать и масштабы, и качество военно-технической поддержки Украины.