Ссылки

Новость часа

Борются с подростками и "неонацистами". Журналисты подсчитали, сколько контртеррористических операций провела ФСБ в 2022 году


ФСБ обвиняет в подготовке "терактов" СБУ и "неонацистов"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:20 0:00

ФСБ обвиняет в подготовке "терактов" СБУ и "неонацистов"

ФСБ после начала войны с Украиной сосредоточилась на предотвращении антивоенных акций в России. Почти 70% упрежденных ФСБ преступлений спецслужба квалифицировала как теракт. Дела заводили на людей, подозреваемых в поджогах военкоматов, или тех, кто пытался вывести из строя железнодорожные пути, по которым военная техника едет на фронт. С начала войны по подобным обвинениям в России завели как минимум 10 уголовных дел. Обвиняемым грозит срок до 20 лет.

Причем более половины предотвращенных в этом году терактов якобы готовили украинские "неонацисты" и СБУ, пишет "Новая газета. Европа". Всего в 2022 году ФСБ провела 48 контртеррористических операций. Только за ноябрь, по их данным, планировалось семь акций. В частности, 23 ноября в Воронежской области силовики застрелили двоих якобы "украинских диверсантов", которые пытались подорвать объекты энергетики. Как выяснили журналисты The Moscow Times, телеканал "Россия 1" выдал символ из игры Stalker на видео ФСБ за эмблему украинских националистов, а "украинцами" оказались страйкболисты из Воронежа.

О выявлении "террористов" и ноу-хау ФСБ рассказал Настоящему Времени редактор дата-отдела издания "Новая газета. Европа" Арнольд Хачатуров.

Я внимательно прочитал ваш текст. Правильно ли я понимаю, что СБУ как организатор терактов в России, по версии ФСБ, – это такое ноу-хау со стороны ФСБ, потому что раньше таких дел с упоминанием СБУ не было, правда?

– Да, это действительно так. Это тренд последнего времени. Конечно, какие-то первые ласточки появились после аннексии Крыма. И на самом деле в 2016 году было уже два предотвращенных теракта, по отчетам ФСБ, в подготовке которых участвовала СБУ. Но два теракта по сравнению с 17 терактами только за 10 месяцев этого года – это очень существенная разница. И между 2016 годом и началом войны их не было. То есть это именно некий процесс, который начался сейчас.

И есть еще отдельная группа – украинские "националисты". Они стали тоже постепенно вылезать в отчетах ФСБ чуть раньше – в 2019 году, чуть-чуть в 2020-м, в 2021 году был уже существенный рост. И сейчас их стало еще больше. То есть это некое ноу-хау, связанное с войной, но готовили его еще некоторое время назад.

О чем идет речь? Какой состав преступления, квалифицированного как теракт, ФСБ находит в этих действиях? Действительно ли кто-то готовил теракты?

– Об этом обычно очень сложно судить, потому что все процессы по преступлениям террористической направленности закрыты. За исключением этих кадров, которые вы показали, мало что известно общественности, правозащитникам и журналистам. Поэтому очень сложно что-то сказать достоверно. Плюс, как правило, подозреваемых по террористическим преступлениям очень сложно защищать, к ним хуже доступ адвокатов и так далее. Поэтому здесь очень плохо с доказательной базой.

Мы вынуждены принимать на веру или, наоборот, опровергать то, что пишет ФСБ. Например, они в последнее время пристрастились к задержанию членов, как они это называют, украинского нацистского движения "Маньяки: культ убийства". И при этом многие эксперты и аналитики считают, что в целом это немного вымышленная организация, которую, возможно, ФСБ в какой-то степени придумали, чтобы удобнее было бороться с этой организацией. Это характерно не только для неонацистов, но и, например, для так называемого движения "Колумбайн", которое тоже никакое не движение. На самом деле есть отдельные школьники, которые берут ружье и идут в школу, – действительно существует такое явление, но организации "Колумбайн" не существует. Тем не менее ФСБ считает, что она есть, и попробуй с этим поспорь.

То, о чем вы говорите, что в России запретили "Колумбайн", которого не существовало как организации, – это помогает ФСБ этих людей, в том числе детей, сажать каким-то образом в тюрьму?

– Да, в том числе сажать в тюрьму. И мы видим, что школьники – это одна из групп, к которым последние годы обращено повышенное внимание. Это началось в 2019 году, в 2020 году было очень много предотвращенных "колумбайнов" – гораздо больше, чем до этого. И действительно, это сейчас очень плохо заканчивается для школьников. Мы точно не знаем о судьбе всех 92 несовершеннолетних "террористов", которых осудили за последние шесть лет по политическим статьям.

В том числе мы помним это дело в Нижнекамске Красноярского края.

– Да, мы помним его и помним тоже нашумевшее дело про "Майнкрафт", когда школьники якобы пытались взорвать здание ФСБ, построенное в компьютерной игре. И по нему, мы знаем, как минимум один из участников получил пять лет лишения свободы. И в целом, я так предполагаю, все эти 92 дела так или иначе закончились реальными сроками. И подростки в целом стали такой удобной мишенью.

А дел о школьных шутингах с началом войны против Украины в 2022 году стало меньше?

– В 2022 году дел против "Колумбайна" стало действительно меньше, но все равно они есть. В отчетах ФСБ есть два дела. Например, в 2020 году их было 10, но два – это тоже немало. Но в целом надо сказать, что в 2022 году у нас уже почти 50 предотвращенных терактов. Это существенно больше, чем в предыдущие годы, – в полтора или в два раза.

Если я правильно понял ваш текст, все-таки очень много дел абсолютно сфабрикованных, например, как те, что заводятся в аннексированном Крыму. Крым Россия считает своим регионом, и он вышел в топ по террористическим делам.

– Да, это в целом главный тезис нашего текста – что дел по терактам, по террористическим преступлениям, во-первых, становится больше. Если раньше в России была одна статья – "Терроризм". Сейчас их восемь, и из них семь предполагают возможность пожизненного заключения. То есть составов стало очень много.

Потом произошло перераспределение по группам, на которые ФСБ чаще всего обращают внимание. Раньше это были боевики, почти 100% терактов было связано с боевиками. А сейчас боевики – это всего лишь меньше четверти, а все остальное – это украинские "неонацисты", школьники и кто-то еще.

Характер самих этих терактов, которые якобы готовятся, изменился. Если раньше это были в основном подготовки каких-то убийств массовых в публичных местах или нападения на людей, то сейчас две трети случаев – это порча имущества, поджоги военкоматов, планируемые диверсии. То есть угроза менее реальная.

И Крым – это тоже хороший пример, потому что как только Крым был аннексирован, в нем стало расти количество террористических преступлений во многом из-за того, что Россия начала охоту на крымских татар, которые часто состоят в этой организации. Опять же, эксперты говорят, что в мире эта организация не считается экстремистской и террористической. Очень часто эти люди просто собираются вместе и читают религиозную литературу. Но поскольку это неугодная для ФСБ группа, они используют террористические статьи, для того чтобы шить какие-то огромные сроки, вплоть до 23 лет, просто за то, что люди вместе собираются и обсуждают вопросы, связанные с религией, не планируя никаких акций.

Если резюмировать ваше исследование, вы пришли к выводу, что все эти дела заводятся, открываются, люди сажаются в тюрьму, для того чтобы ФСБ показывала собственную эффективность в борьбе с терроризмом?

– Да, это, как кажется, самый простой вывод. ФСБ в целом, наверное, всегда была так или иначе политизированной организацией в том смысле, что они концентрируются на каких-то направлениях, которые важны в первую очередь для политического руководства страны. Когда-то была война с терроризмом на Северном Кавказе, потом стали появляться другие направления. Сейчас это в основном борьба с какими-то внутренними врагами, с украинскими диверсантами и так далее. Таким образом в ФСБ во время войны показывают, что они заняты очень важной работой, соответственно, им нужно больше финансирования. В целом страна под угрозой, поэтому ФСБ спасает Россию от террористов.

XS
SM
MD
LG