Фигурантов дела о протестах в Ингушетии против изменения границы с Чечней и столкновениях с силовиками на митинге в Магасе обвинили в организации экстремистского сообщества и участии в нем (части 1 и 2 статьи 282.1 УК), сообщает "Медиазона" со ссылкой на документы следствия. По статье об организации экстремистского сообщества фигурантам грозит до 10 лет тюрьмы, по статье об участии – до 6 лет тюрьмы.
По этому делу в данный момент проходят:
- старейшина одного из ингушских тейпов 65-летний Ахмед Барахоев: его обвиняют в создании экстремистского сообщества,
- глава общественной организации "Выбор Ингушетии" Исмаил Нальгиев – его обвиняют в участии в сообществе,
- замдиректора Мемориального комплекса жертв репрессий в Назрани Зарифа Саутиева (также обвиняется в участии в экстремистском сообществе).
Другие арестованные участники кампании протеста против изменения границы с Чечней:
- глава "Совета тейпов ингушского народа" Мальсаг Ужахов,
- замглавы общественного движения "Опора Ингушетии" Муса Мальсагов,
- Барах Чемурзиев,
- Ахмед Погоров,
- Багаудин Хаутиев.
Все они пока остаются в статусе подозреваемых. Но, по словам адвоката Аральбека Думанишева, Мальсагову и Хаутиеву уже "объявили, что будет возбуждено дело по статье 282.1 УК".
Помимо дела об экстремизме, Ужахова, Барахоева, Мальсагова, Чемурзиева, Нальгиева и Саутиеву также обвиняют в организации применения насилия в отношении представителей власти (часть 3 статьи 33, часть 2 статьи 318 УК) во время митинга 27 марта 2019 года в Магасе, а Хаутиева – в применении опасного для жизни или здоровья насилия к представителям власти (часть 2 статьи 318 УК).
Хаутиеву по ней также грозит до 10 лет тюрьмы, а остальным – до пяти лет тюрьмы.
По версии следствия, в мае 2018 года председатель общественной организации "Совет тейпов ингушского народа" Мальсаг Ужахов, один из членов совета Ахмед Барахоев и председатель ингушского отделения "Российского Красного Креста" Муса Мальсагов, объединенные "политической враждой" к бывшему главе республики Юнус-Беку Евкурову, "создали экстремистское сообщество, чтобы добиться смещения" политика с поста президента Ингушетии.
Пытаясь придать "видимость легитимности [своей] деятельности", 18 ноября 2018 года все трое активистов провели в ТЦ "Ковчег" в Назрани заседание, сказано в материалах дела. На этом собрании было создано объединение "Ингушский комитет национального единства" (ИКНЕ), а его председателем стал Мальсагов.
К сообществу в разное время примкнули Барах Чемурзиев, Зарифа Саутиева, Ахмед Погоров, Багаудин Хаутиев, Исмаил Нальгиев "и другие неустановленные лица".
В материалах дела также сказано, что ингушские активисты, которые были против передачи Чечне нескольких участков на территории Ингушетии, "манипулировали этническими обычаями" и "злоупотребляли авторитетом старейшин". Само экстремистское сообщество, как утверждает следствие, характеризовалось устойчивостью, согласованностью действий участников, сплоченностью", а его члены "систематически совершали преступления экстремистской направленности, поддерживали внутреннюю дисциплину и соблюдали меры конспирации".
Барахоев и Ужахов, как следует из материалов дела, "демонстрировали стойкость в своих радикальных политических убеждениях". А Зарифа Саутиева, "будучи представителем женского населения" Ингушетии", "взывала к мужскому достоинству и национальному единству".
"Очевидно, что обвинение Ужахова, Барахоева, Мальсагова в организации экстремистского сообщества, а Нальгиева, Хаутиева, Саутиевой, Погорова, Чемурзиева в участии в нем – это своего рода фиаско следствия в доказывании процессуально глупой организации статьи 318 УК, а также бесперспективность статьи 212 (организация массовых беспорядков), потому что нет их участников, – считает адвокат Андрей Сабинин, представляющий интересы Нальгиева. – Гораздо проще оказалось вменить этим людям неопределенный экстремизм, который доказывать будут только через призму протестного отношения к действующей власти".
*****
Протесты в Ингушетии начались осенью 2018 года и продолжались почти 9 месяцев. Они были связаны с соглашением об обмене территориями между Ингушетией и Чечней, которые подписали главы Чечни Рамзан Кадыров и тогдашний глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Протестующие обвиняли власти Чечни в захвате спорных территорий на границе двух республик, где находятся родовые башни и фамильные кладбища нескольких ингушских родов.
Конституционный суд России признал передачу земель законной и фактически отказал жителям Ингушетии в праве определить границу региона голосованием на всеобщем референдуме. Также недавно был принят закон, который отдает решение земельных вопросов на откуп властям региона, а не его жителям.
В октябре 2018 года и в конце марта 2019 года в Магасе прошли массовые несанкционированные митинги против соглашения. Участников октябрьского митинга властям Ингушетии удалось уговорить уйти с площади, но мартовский митинг был жестко разогнан сотрудниками Росгвардии, приехавшими из других регионов России.
Именно после этого митинга многие ингушские активисты были арестованы и обвинены в применении насилия к представителям власти. При этом их отправили в СИЗО не в Ингушетию, а в соседние регионы. Деятельность "Совета тейпов ингушского народа" после протестов также была приостановлена.
Правозащитники "Мемориала" считают политзаключенными Ужахова, а также других арестованных ингушских активистов: Ахмеда Барахоева, Бараха Чемурзиева, Мусу Мальсагова и Исмаила Нальгиева.