Глава российского Центробанка Эльвира Набиуллина сохранит свой пост как минимум до 2027 года, несмотря на критику и ключевую ставку в 21% – и благодаря личной поддержке Владимира Путина, пишет Reuters со ссылкой на высокопоставленные источники в Кремле.
Набиуллиной, с чьей работой связывают стабильность российской экономики во время войны, не грозит досрочная отставка при условии, что не будет допущено никаких серьезных политических ошибок, говорят два собеседника агентства. Сигналом о том, что позиции Набиуллиной за последние недели укрепились, стала и редкая похвала в адрес главы ЦБ от председателя Госдумы Вячеслава Володина. Он публично хвалил Набиуллину, когда она выступала в Госдуме с отчетом о работе за год 9 апреля: назвал действия Центробанка под ее руководством "профессиональными" и "ответственными".
Но ключевые факторы сохранения Набиуллиной поста – личное доверие Владимира Путина и ее эффективность в сохранении макроэкономической стабильности, несмотря на последствия вторжения в Украину, пишет Reuters. От отставки главу ЦБ может оберегать то, что Россия готовится к периоду низких цен на нефть и сокращению бюджетных доходов, поскольку высокие импортные пошлины, введенные Дональдом Трампом, снижают мировой спрос на нефть. ️Однако в 2027 году Кремль может столкнуться с проблемой поиска преемника не только Набиуллиной, но и замены членам ее команды, которые могут соблазниться более высокооплачиваемой работой в других местах после ухода Набиуллиной. Ее полномочия истекают в марте 2027 года.
Действительно ли тот факт, что российская экономика устояла после полномасштабного вторжения в Украину, – заслуга Эльвиры Набиуллиной? И удастся ли Центробанку дальше помогать Минфину финансировать войну? Об этом мы в эфире Настоящего Времени спросили доктора экономических наук Игоря Липсица:
– Вопрос, которым многие задавались за эти три года: то, что российская экономика устояла после полномасштабного вторжения в Украину, – это заслуга лично Набиуллиной?
Неудачные санкции по нефти дали России огромный доход от продажи нефти в 2022 году
– Нет. Здесь было много факторов, я об этом записал целый цикл лекций. Один из факторов, да, – грамотное регулирование денежного мира. Ценой определенных ограничений, которые, в общем, не очень приятны были людям, но она это сделала. А так было много факторов. Не забывайте, какие были неудачные санкции по нефти, которые дали России огромный доход от продажи нефти в 2022 году. Так что тут много было факторов, и приписывают все заслуги ей неверно. Но нормальная, грамотная работа. И она хорошо, вот это я фиксирую, строила аппаратную игру, поэтому мне довольно легко теперь предсказывать ее поведение. Я знаю, как должен действовать аппаратный работник в такой ситуации, – и она именно так и действует.
Я в декабре предсказывал, что она сохранит [ключевую процентную] ставку, и до сих пор этот прогноз поддерживаю, что она и в этот раз, завтра, сохранит ставку. Но она сыграла очень красиво: она передала мяч в борьбе с инфляцией на сторону правительства – и правительство России с этим не справилось. Да, инфляция не угасла, поэтому Набиуллина осталась как бы единственным человеком, который что-то пытается делать для борьбы с инфляцией, но при этом поддерживает Минфин, выделяет Минфину деньги, выпускает безумное количество пустых денег в обращение. У нее такая довольно забавная позиция: она, с одной стороны, играет против инфляции, с другой – за инфляцию. Она выступает как верный лояльный член команды, поэтому, я думаю, что ее никто не тронет, и попытки ее подсидеть, которые были очень сильными еще, скажем, месяца три назад – они как-то затихли.
– При этом, если я правильно понимаю, инструментарий-то не очень широкий у нее для того, чтобы спасать российскую экономику все эти три года?
– Ну смотрите: она попыталась с ключевой ставкой что-то сделать – мало что получилось, она достигла 21%, и [повышение] не угасло, начались крики. Они сейчас вместе с Минфином сыграли в другую игру: они укрепили рубль. За счет этого несколько сбили инфляцию, по промышленным товарам она немножко снизилась, но это все было опять перекрыто ростом цен на продовольствие. То есть какую-то задачу частично решили – другую не решили.
То выпускает огромное количество пустых денег, то заявляет, что надо сократить денежную массу в России
Она все время выступает ужасно странно, у нее нет единой какой-то линии действий и какой-то единой политики. Она то за, то против. То она выпускает огромное количество пустых денег, то заявляет, что надо сократить денежную массу в России. Начинает тратить валюту, чтобы выкупить рубли, сократить денежную массу – и тут же почти два триллиона в этом месяце будет дополнительно эмитировать, чтобы можно было опять Минфину продать на эту сумму государственные облигации. То есть единой политики нет и какой-то четкой позиции нет, есть попытка лавировать в огне и пытаться каким-то образом помочь Минфину финансировать войну. Вот вся ее работа. Она ее делает, помогает Минфину, с Минфином не ругается, поэтому в этом смысле она вполне защищена от претензий.
– В ближайшие годы тяжелее будет работать Центробанку или нет?
Работать с экономикой России с каждым годом будет все тяжелее – запас прочности иссякает
– Тяжелее будет, потому что иссякают резервы устойчивости экономики. Понимаете, когда у тебя есть довольно большой фонд национального благосостояния, то не нужно так много эмитировать денег – ты тратишь из этого фонда. Сейчас от этого фонда остались рожки да ножки, от него может почти ничего в этом году не остаться – уже страшно. Значит, нужно тогда гасить дыру в бюджете. Она будет в этом году, видимо, очень большая – между 4 и 6 триллионами [рублей]. Значит, нужно будет гасить это дополнительными продажами облигаций. Для этого нужно эмитировать дополнительные деньги, чтобы банки могли на эти дополнительно выпущенные деньги покупать облигации. А это будет разгонять инфляцию. Опять будет непонятно, что делать: одной рукой ты гасишь, другой разжигаешь пожар.
И эта история теперь будет все время повторяться с нарастанием масштабов, и никаких других путей у нее в этом смысле нет. Так что, конечно, работать с экономикой России с каждым годом будет все тяжелее – запас прочности иссякает.