Когда мы говорим о рабстве, люди чаще всего вспоминают Древний Египет, Древний Рим или невольников в США. Однако принудительный труд практикуется по сей день, и каждый год жертвами рабства становятся, по разным подсчетам, от 20 до 40 миллионов человек.
То есть, по самому худшему сценарию, из каждой тысячи жителей Земли пятеро находятся в рабстве.
Торговля людьми как эксплуатация
Для описания подневольного труда в наши дни вместо слова "рабство" используется понятие "торговля людьми".
Это понятие не следует воспринимать буквально – как случаи покупки и продажи одних людей другими. По определению ООН, оно включает любую эксплуатацию людей, а также их поиск, перевозку, передачу и укрывательство для достижения этой цели.
Иными словами, торговля людьми – это не только похищение и вывоз людей за границу, например, с целью занятия проституцией. Если вы одолжили денег и не смогли вернуть, а кредитор заставляет вас отрабатывать долг, постоянно повышая процентную ставку, – это тоже форма современного рабства.
Продажа органов и младенцев
Ежегодно по всему миру на торговле людьми зарабатывают десятки миллиардов долларов. Доход конкретных преступников зависит от того, чем занимаются жертвы и в какой стране совершается преступление.
Так, по подсчетам ООН, на одной секс-работнице преступники могут зарабатывать до 22 тысяч долларов в год. При этом в постсоветских странах задокументированы случаи, где за сексуальный контакт с жертвой торговли людьми платили от 7 до 21 доллара.
В 2016 году, по данным ООН, из всех людей, ставших жертвами торговли людьми, 34% занимались физическим трудом, еще 7% заставляли попрошайничать, заниматься преступной деятельностью, выходить замуж или жениться против своей воли. Среди жертв есть младенцы, которых продали в другие семьи, и взрослые, которым удалили органы. Однако подавляющее большинство – 59% – составляли люди, которых принуждали к занятию проституцией.
Жертвы из неблагополучных семей, вербовщицы – из модельных агентств
Жертвой торговли людьми может стать любой, но определенные группы людей вовлечь в принудительный труд легче. Чаще всего жертвами становятся люди без образования, живущие в бедности, в неблагополучных семьях, жертвы физического или эмоционального насилия. Это могут быть бездомные взрослые и сбежавшие из дома дети. Это могут быть люди с инвалидностью. Нередко это иностранцы, особенно если они находятся в стране нелегально.
Жертв редко крадут в прямом смысле слова. Чаще всего их тщательно и долго заманивают – обещают деньги, работу или путешествия, например. Вербовщики (а на постсоветском пространстве в 2016 году 60% осужденных в торговле людьми – это женщины) часто прикрываются вывесками модельных агентств, фирм трудоустройства или служб знакомств. В последние годы вербовщики все чаще находят своих жертв в соцсетях.
Как мы поддерживаем рабство
Многие из нас косвенно поощряют использование подневольного труда – часто даже не подозревая об этом. Например, принудительный труд используют при сборке хлопка в Узбекистане. Затем этот хлопок попадает в Бангладеш, где из него шьют футболки – тоже в рабских условиях. Эти футболки затем оказываются в магазинах европейских городов, где их покупают обычные жители.
В 2011 году из-за давления активистов более 60 модных брендов пообещали не использовать хлопок из Узбекистана для производства своей одежды. Меморандум подписали, например, H&M и Adidas. Хлопок из Узбекистана – и, кстати, из Туркменистана тоже – многие компании бойкотируют до сих пор. Однако проблема использования принудительного труда в регионе так и не решена.
Похожая ситуация – с кофе и шоколадом. Кофейные бобы кое-где в Бразилии до сих пор собирают рабы. А в Кот-д'Ивуаре бобы какао нередко собирают не просто невольники, а рабы-дети.
Рабы по соседству
Рабство существует не только в Латинской Америке, Африке или Центральной Азии – торговля людьми распространена по всему миру.
В России, по подсчетам правозащитников, за год в рабство попадают от 30 до 60 тысяч женщин. Помимо внутренней торговли, из России жертв увозят по трем основным направлениям: на запад в Европу; на юг в нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Израиль; и на восток – в Японию и Китай. Рабов привозят и в Россию – в основном это секс-работники из Украины и жертвы принудительного труда из Центральной Азии.
В Украине в 2019 году за помощью к ООН как пострадавшие от торговли людьми обратились 1345 человек. Большинство из них – это мужчины, которых принуждают к работе. Россия остается основным направлением, но все больше украинцев попадают в рабство и в странах ЕС.
В Центральной Азии в 2016 году были официально зарегистрированы 1098 жертв торговли людьми. Мужчины из этих стран обычно становятся рабами в Украине или России, а женщины – секс-работницами в странах Ближнего Востока и Азии.
Почему официальная статистика говорит о тысячах жертв, а правозащитники – о миллионах? Дело в том, что чаще всего жертвы торговли людьми не могут или не хотят сообщить о том, что с ними произошло.
Причин этому может быть несколько – страх перед преступником, стыд или боязнь последствий со стороны властей. Жертвы могут переживать из-за своего легального статуса в стране или из-за нелегальной работы, которую их заставляли выполнять.