Ссылки

Новость часа

"Нейтрализуются склады, узлы связи, командные пункты". Военный эксперт – об операциях ГУР в аннексированном Крыму


Мыс Тарханкут
Мыс Тарханкут

В Минобороны России заявили, что помешали ВСУ проникнуть на территорию оккупированного Крыма. Утверждается, что украинские военные двигались в сторону мыса Тарханкут на катере и трех гидроциклах. В ФСБ заявили, что это были диверсанты и одного из них якобы взяли в плен.

В Главном управлении разведки Украины сообщили о том, что на полуострове высадились спецназовцы. При этом когда была операция, не сообщили. Военная разведка опубликовала видео, на котором лодки и водные мотоциклы приближаются к берегу. Заканчивается видео тем, что украинские военные с флагом в руках говорят "Крым будет украинским или безлюдным".

Чем для Украины важны такие операции – в эфире Настоящего Времени прокомментировал украинский военный эксперт, руководитель военных программ безопасности Центра глобалистики "Стратегия ХХI" Павел Лакийчук.

Военный эксперт – об операции спецназа ГУР на мысе Тарханкут
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:09:56 0:00

Это не первая попытка ВСУ высадиться у мыса Тарханкут. О похожей спецоперации уже сообщали в августе. Зачем это Украине?

– Во-первых, это не попытка, а высадка с проведением операции. Я напомню, наиболее медийно известной стала высадка примерно в этом же районе с целью доразведки и уничтожения ЗРК "Триумф" и радиотехнических систем, которые там были. Это произошло в День независимости Украины, и украинские спецназовцы еще и подняли украинский флаг на территории оккупированного Крыма. Это такой бонус.

На самом деле основная задача, в том числе наших спецназовцев, – это обескровливание противника, который обороняется на материковой части Украины, изгнание с нашей земли. Спецназ делает то же, что делают и другие виды вооруженных сил. Это удары по тылам противника, по его складам, инфраструктуре, разрушение логистики обороняющихся сил, это уничтожение или нейтрализация органов управления, [которые подчиняются России в оккупированном Крыму].

В прошлый раз флаг был символическим жестом, спецоперация состояла в другом. Сейчас тоже есть флаг. Как вы считаете, что могло быть целью украинского спецназа?

– В этом районе Крыма – мыса Тарханкут – севернее и южнее начинается линия обороны противника, которую россияне построили в 2015–2016 годах на севере Крыма для защиты от возможного нападения Украины. Она послужила плацдармом для развертывания российских сил на Херсонщине, в Запорожской области. По объектам этой линии обороны и наносятся удары, нейтрализуются склады, узлы связи, командные пункты.

Как выглядит эта линия обороны?

– Там ряд инженерных сооружений, связанных между собой с целью недопущения движения украинских сил, видимо, с севера полуострова на юг. Видимо, ожидали украинские силы. На этих сооружениях частично размещаются российские войска. На самом деле сейчас на этих рубежах не так много российских военных – все больше их перебрасывают в Запорожскую область, на Херсонщину, где они перемалываются в жестоких боях с наступающими украинскими силами. Но инфраструктура, которая для них подготовлена, должна быть уничтожена для дальнейшего освобождения Крыма.

На этот раз украинские и российские власти сообщают, что группа украинских военных следовала из Одесской области возле Дуная напрямую через Черное море к Крыму. Какие сложности у этой операции? Как вообще можно, пересекая Черное море, добраться до Крыма незамеченными?

– Я не готов говорить, с какого именно участка побережья Черного моря начинался маршрут украинских спецназовцев. Можете себе представить, что если это Днепро-Бугский лиман, то до Тарханкута 120–130 километров. Если от Змеиного, от устья Дуная, то это 250 километров в открытом море, часто штормовом, пройти на рибах – это такие частично надувные лодки. Это серьезные рейды, не каждый на такое решится. Я не знаю других частей – "зеленых беретов", спецназовцев – которые в реальных боевых условиях проводили бы такие операции.

Если украинские спецназовцы все-таки достигают берега аннексированного Крыма, могут ли таким же образом российские военные высадиться в Одесской области?

– Что значит "могут"? Они неоднократно пробовали. Более того, если мы сейчас видим, что украинские спецназовцы высаживаются в Крыму на надувных лодках с жестким корпусом, то россияне для высадки в Одесской области в районе Днепро-Бугского лимана, Белгород-Днестровского выходили туда на катерах типа "Раптор" – это такие навороченные десантно-штурмовые катера. Это им не помогло – там уже около восьми "Рапторов" пошли на дно.

Россия переместила корабли Черноморского флота из аннексированного Севастополя в Новороссийск. Об этом написал Американский институт изучения войны, ссылаясь на спутниковые снимки от первого и третьего октября. По информации института, в Новороссийск перебазировали как минимум 10 кораблей, среди которых фрегат "Адмирал Макаров", "Адмирал Эссен", а также дизельные подводные лодки и большие десантные корабли. Аналитики Института изучения войны считают, что переместить корабли российское командование решило, опасаясь ударов по Крыму с украинской стороны. Как вы считаете, действительно ли это было сделано исходя из рисков попасть под удар со стороны Украины? И означает ли это, что Украина контролирует по крайней мере часть Черного моря?

– Не все корабли Черноморского флота переведены из Севастополя в Новороссийск. Флот – довольно большая структурная единица. Действительно, там где-то полторы сотни кораблей и судов находились на главной военно-морской базе в Севастополе.

В Новороссийске была только небольшая 184-я бригада охраны водного района. Сейчас, после ряда ударов по Севастополю украинских морских дронов, обычных дронов, после ракетных ударов, россияне выводят из Севастополя и 30-ю дивизию надводных кораблей – главное ударное соединение – и размещают ее корабли в Феодосии, Керчи и Новороссийске. Выводят подводные лодки. Для подводных лодок порт Новороссийска наиболее приспособлен. В Новороссийск выводят бригаду ракетных катеров. По российским военно-морским понятиям это выход в районы рассредоточения сил флота: это Керчь, Феодосия, Новороссийск и другие порты Черного моря. Такие мероприятия осуществляются именно для вывода сил флота из-под удара.

Что касается того, контролирует ли Украина часть Черного моря, я бы сказал, что в Черном море не доминирует ни одна из сил: ни российский флот, ни украинский в полной мере его не контролируют. Это серая зона, где происходит противостояние. По-моему, британцы сделали очень интересный вывод о том, что на фоне того, что надводные силы российского флота уходят в восточную часть Черного моря, противостояние смещается в сторону авиационной компоненты.

XS
SM
MD
LG