Вера Голубева родилась в 1919 году в рабочей семье. В начале 1920-х семья переехала в Москву. В 1935 году был арестован отец Веры, работник завода.
"Была чистка в партии. Люди боялись открывать двери. Арестовывали каждую ночь. Машина подъезжала, забирали человека, и неизвестно, где он исчезал, – вспоминает Вера. – Вся Москва жила наготове. У каждого был готов мешочек с необходимыми вещами".
Через два года после ареста отца забрали и мать Веры, которая работала экономистом на железной дороге. Родители были отправлены в разные лагеря.
Вера Голубева – героиня новой серии "ГУЛАГ: репрессии не заканчиваются". Сериал создан нашим партнером Coda Story.
Накануне Второй мировой войны Голубева окончила Московский педагогический институт и устроилась работать в школу учителем истории. Она вышла замуж и готовилась стать матерью.
В 1943 году Голубеву арестовали вместе с мужем – за рассказанный в школьной учительской политический анекдот. Женщина была на восьмом месяце беременности. В квартире на Арбате, где жила семья, устроили обыск.
"Впечатление, что тебя заживо уничтожают, закапывают", – говорит Голубева.
Веру посадили в черную машину и увезли на Лубянку. Вскоре у молодой женщины начались роды. В больнице Бутырской тюрьмы она родила мальчика. Два дня ребенка не приносили кормить, а на третий день он умер.
"У меня было такое состояние, что я с ума схожу, – делится Вера страшными воспоминаниями. – Ночью я была на допросе, а днем спать нельзя. Никаких пыток не надо. Сил уже не оставалось".
Тогда Веру отпустили, но через четыре года арестовали снова. Она была приговорена к десяти годам сталинских лагерей.
Вера Голубева отбывала срок в Озерном лагере в районе Иркутска. По ee словам, режим в лагере был очень строгий, без права переписки, без права читать газеты. Она не знала, где ее родители, муж и младшая сестра, и они тоже ничего о ней не знали.
Вера вспоминает, что заключенных кормили тухлой рыбой. "Червяки вот такие, белые. И у нас были ведь и академики-химики, и биологи. И они говорили: "Ешьте червяков, чистый белок". И мы ели! А что было делать?" – вспоминает женщина.
Вера вышла из лагеря досрочно, через шесть лет заключения – после смерти Сталина. Лишь в 1956 году она смогла воссоединиться с семьей. Позже вся семья Голубевых была реабилитирована.
"Мое твердое убеждение, что в МГБ шли люди с предательским характером. Здравый человек туда работать не мог пойти. Потому что они совершали открытые преступления против человека", – считает Вера Голубева.