Азарий Михайлович Плисецкий родился 13 июля 1937 года в Москве. Артист балета, педагог и хореограф, брат всемирно известной Майи Плисецкой, оказался в лагере для заключенных еще младенцем.
Азарий – герой первой серии документального сериала Coda Story "ГУЛАГ: репрессии не заканчиваются".
Своего отца, Михаила Плисецкого, Азарий никогда не видел. В период, когда начался Большой террор, глава семейства Плисецких был высокопоставленным чиновником. Его арестовали 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже и расстреляли 8 января 1938 года.
Мать Азария Плисецкого, Рахиль Мессерер-Плисецкая, была звездой советского немого кино. Ее арестовали вслед за мужем 28 марта 1938 года. Вместе с восьмимесячным Азарием Рахиль отправили в АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников Родины.
"Мама говорила, что я там научился первые фразы говорить, и что одной из первых таких связных фраз была "хочу за зону", – рассказывает Азарий Плисецкий. – Первое воспоминание, очевидно, уже когда мы переехали из ГУЛАГа, из АЛЖИРа в Чимкент. Это было уже не заключение, а ссылка. Мне уже было больше двух лет".
В момент ареста отца в 1937 году 11-летняя Майя Плисецкая училась в хореографическом училище. По словам Азария, старшая сестра вспоминала отдельные эпизоды: как пришли забирать отца, как он лежал бледный на тахте. Она была уверена, что он осознавал неминуемость ареста, который последует за исключением из партии. Михаил Плисецкий видел, что происходило вокруг, – аресты шли в массовом порядке.
В 1941 году с матери Азария была снята судимость, она получила разрешение вернуться в Москву. Весной 1941 года Мессерер-Плисецкая с четырехлетним сыном вновь оказалась в столице. На вопросы об отце мальчику еще долгое время говорили, что он пропал без вести на фронте.
Азарий вспоминает, что когда в 1953 году умер Сталин, эмоции по этому поводу были разные. Большинство людей рыдало на улицах, демонстрируя свою скорбь. Но не Рахиль Мессерер-Плисецкая.
"Я помню реакцию матери, когда она увидела в "Правде" этот портрет в черной рамке. Твердо, несмотря на всю свою мягкость, сказала: "Сдох, негодяй". И меня это сильно шокировало. Это было очень большим контрастом с тем, что происходило на улице", – рассказывает Азарий.
27 марта 1953 года издали указ "Об амнистии". С 1954-го по 2004 год в СССР реабилитировали около 2,4 млн жертв репрессий. Тогда Рахиль Мессерер-Плисецкая сделала запрос, и ей прислали справку о реабилитации ее мужа, Михаила Плисецкого.
"Мать до последнего момента, до получения этой справки, все-таки надеялась, что он вернется", – вспоминает Азарий.
Позже появились люди, которые знали его отца. Они стали навещать Мессерер-Плисецкую. Среди них был человек, который уговаривал мать не делать никакие запросы. Спустя какое-то время Азарий узнал, что этот человек был доносчиком.
"Когда в полной мере воссоздалась картина сталинских репрессий, когда мы получили возможность ознакомиться с делом отца, с его допросами, с его расстрелом через 15 минут после суда, конечно, преступность режима стала ясной абсолютно", – оглядывается назад Плисецкий.
Азарий, его сестра Майя и брат Александр стали выдающимися артистами балета. Долгие годы Майя Михайловна оставалась примой-балериной Большого театра. Она была балетмейстером, хореографом и киноактрисой. Майя Плисецкая по праву считается одной из величайших балерин ХХ века.
"Все должны знать об этих страшных репрессиях, об этом геноциде собственного народа, который происходил в наше время. Особенно молодое поколение. В других странах люди каялись. Я очень сожалею, что у нас такого покаяния не было", – говорит Азарий Плисецкий.