Еще несколько лет назад Грузия считалась одним из лидеров в сфере реформ на постсоветском пространстве и стремилась интегрироваться в ЕС и НАТО. Но за последние пару лет скатилась к однопартийной системе правления, констатировало агентство Reuters в статье с заголовком "Без пяти минут автократия", что шокировало многих в стране с населением 3,7 миллиона человек. Настоящее Время рассказывает, что думают сами грузины о происходящем спустя год активных протестов в стране.
"Мы хотим жить в свободной стране"
Антиправительственные протесты в Грузии начались в ноябре 2024 года после того, как новые власти заявили о приостановлении переговоров о вступлении в ЕС до 2028 года. С тех пор митинги не угасают. Все это время правящая партия "Грузинская мечта" пытается их остановить: несколько раз ужесточив правила проведения собраний, в том числе увеличив сроки административных арестов, а для некоторых случаев предусмотрев уголовное наказание.
Тем не менее демонстранты в Тбилиси почти каждый вечер выходят на улицы. Они требуют отставки правительства, освобождения политзаключенных, проведения новых парламентских выборов и возобновления процесса интеграции в ЕС.
"Правительство Грузии уже более года придерживается авторитарного курса и пытается установить новый тип режима: строго авторитарный, при котором люди лишены гражданских и политических свобод. Это неприемлемо для грузинского народа. Мы свободолюбивый народ. Мы хотим жить в свободной стране", – рассказывает Настоящему Времени вышедший на протест Сандро Мегрелишвили.
Протестующая Меги Бения в разговоре с НВ называет ситуацию сложной: "С одной стороны, у нас в стране есть внутреннее сопротивление, уже 354 дня люди борются не только с правительством, но и против влияния России. Но без международного давления, без международных санкций и действенных мер это может оказаться безуспешным".
"Грузия просто исчезла не только из-за европейского стола, но и с мировой арены"
Еще несколько лет назад Грузия считалась одним из ближайших партнеров Запада в регионе. Но после полномасштабного военного вторжения России в Украину политика "Грузинской мечты" начала меняться. Сейчас Тбилиси не поддерживает агрессию Москвы, но и не является союзником Киева.
Хотя Грузия в 2008 году сама пострадала от российского военного вторжения, а часть территорий страны до сих пор оккупированы Россией, представители "Грузинской мечты" все чаще осуждают не Москву, а Киев и Запад, обвиняя их, якобы, в попытках втянуть Грузию в войну против России, а проправительственные СМИ используют нарративы о том, что украинские власти сами спровоцировали российскую агрессию.
"Грузия — своего рода островок мира в очень сложном геополитическом регионе. Война в Украине, в секторе Газа, война между Палестиной и Израилем, процессы и конфликты на Ближнем Востоке, в Иране, Сирии и так далее. Все эти страны находятся вокруг Грузии, но Грузия остается мирной. А инвесторам и бизнесу нужна стабильность", – утверждала депутат "Грузинской мечты" Нино Цилосани.
С 2022 года в стране действительно наблюдается экономический рост. Некоторые эксперты считают, что он стал возможным благодаря притоку денег россиян, которые из-за войны переехали в Грузию, и усилению транзитной роли страны. Местные и зарубежные наблюдатели не исключают, что грузинские власти помогают России обходить санкции.
Сама "Грузинская мечта" эти обвинения категорически отвергает. Но сближение с Москвой заметно уже не только в экономике и бизнесе.
Несмотря на массовые протесты, "Грузинская мечта" один за другим принимает репрессивные законы, подобные российским, которые противоречат интеграции в ЕС, хотя, согласно опросам общественного мнения, большинство жителей Грузии поддерживают вступление туда. Например, упраздняют Антикоррупционное бюро, создание которого было условием для членства в ЕС.
"Мы теряем нашу страну и прекрасно понимаем, что это значит для всех нас. Это значит серую зону без какой-либо перспективы, коррупцию, отсутствие амбиций и суверенного голоса. Грузия просто исчезла не только из-за европейского стола, но и с мировой арены. Мы нигде. Нас не приглашают ни в какие новые форматы, наши голоса нигде не слышны. И это определенно не та внешняя политика, которую нам сейчас следовало бы проводить. И это катастрофа. Катастрофа, которую грузинский народ не должен прощать "Грузинской мечте", – говорит Григол Гегелия из оппозиционной партии "Лело".
Вместе с политическим кризисом в Грузии усиливаются репрессии против политических оппонентов власти, гражданских активистов и СМИ. Правящая партия намерена запретить крупнейшие прозападные оппозиционные партии. Их лидеры в тюремном заключении: "Грузинская мечта" выдвигает против них все новые обвинения – от саботажа до попыток свержения власти.
Оппозиция, как и часть западных партнеров страны, не признают легитимности правительства "Грузинской мечты", обвиняя правящую партию в фальсификации итогов парламентских выборов, которые прошли в Грузии в октябре 2024 года.
Противники "Грузинской мечты" считают, что все непопулярные законы и решения принимаются в угоду личных интересов одного человека – основателя правящей партии, миллиардера Бидзины Иванишвили, который сколотил свое состояние в России.