Число погибших в результате землетрясения в Турции и Сирии превысило 16 тысяч и продолжает расти. Силу первых подземных толчков в эпицентре оценили в 7,8 по шкале магнитуд. Более 180 тысяч человек могут оставаться еще под обломками разрушенных домов, и большинство из них мертвы, заявил турецкий сейсмолог Овгун Ахмет Эрджан.
Между тем, как считают эксперты, мощные толчки возможны и на другом конце материка – например, на Камчатке и Курилах. Но предсказать их точные даты ученые пока неспособны. Журналисты проекта Север.Реалии узнали у сейсмологов, грозят ли российским регионам землетрясения.
"Турецкое землетрясение – совершенно не планетарный масштаб"
В ряде СМИ после катастрофы в Турции появились тревожные прогнозы о том, что сильное землетрясение в ближайшее время может ожидать Камчатку.
– На Камчатке землетрясения происходят в стороне [от суши], в открытом море. Расстояние, которое сейсмические волны должны пробежать, например, до Петропавловска-Камчатского, позволяет им затухнуть. Хотя возможны редкие очаги, чтобы в Петропавловске было землетрясение в десять баллов (уничтожающее, по шкале интенсивности – СР). Предельная магнитуда в районе глубоководного желоба возможна до 9,5 [по шкале Рихтера] – такое землетрясение было в 1952 году. Про его параметры сложно сказать – инструментальных наблюдений тогда по большому счету не было. Это довольно редкие события, их повторяемость сложно оценить – от двухсот до пятисот лет. Достоверно известен масштаб событий в 1737 и в 1952 годах. Ждать чего-то в ближайшее время? С одной стороны, вероятность вроде как невелика, с другой – природа нами слабо изучена, ничто не мешает такому землетрясению произойти. Никто точно вам не скажет, – говорит директор Камчатского филиала Единой геофизической службы РАН Данила Чебров.
После землетрясения в Турции по всему континенту в последние дни фиксировалась сейсмическая активность: землетрясение магнитудой 5,6 произошло в Казахстане, власти Италии прогнозировали возможное цунами, но позже отозвали оповещение. Сейсмические толчки ощущались в соседних с Турцией Грузии, Ираке, Израиле, Армении. Землетрясение силой 5,3 балла было зарегистрировано 7 февраля и в Тихом океане, недалеко от Курильских островов.
"Землетрясение магнитудой 5,3 зарегистрировано во вторник в 17:45 местного времени (9:45 мск) с эпицентром в 107 км восточнее острова Онекотан на глубине 78 км", – сообщили "Интерфаксу" в сахалинском филиале Единой геофизической службы РАН.
– Повторные толчки – афтершоки – происходят практически всегда после сильного землетрясения, – говорит Данила Чебров. – Когда происходит сильное землетрясение, среда немного встряхивается, и после этой перестройки она какое-то время приходит в равновесие, в это время происходят повторные толчки меньшей силы, они локализованы в протяженной очаговой области. В случае турецкого землетрясения – это около 300 километров, огромная зона, которая еще довольно густо населена. Поскольку это эпицентр был на глубине десятка километров – для землетрясений это близко к поверхности, – даже сравнительно небольшие афтершоки, которые на Камчатке, например, никто бы не заметил, в Турции могут вызывать большие сотрясения и разрушения. Добивание поврежденных зданий может идти еще довольно долго.
При этом, по словам Чеброва, не стоит напрямую связывать с землетрясением в Турции все подземные толчки, которые в последние дни фиксировались в Чили, на Камчатке или возле берегов Японии. Подобные сейсмособытия происходили в названных регионах и раньше.
– Турецкое землетрясение – катастрофическое, с тяжелыми последствиями, но это совершенно не планетарный масштаб, абсолютно ординарное событие, – говорит Чебров. – Оно не дотягивает, например, до землетрясения 2011 года в японском Тохоку, где магнитуда была 9,3 балла – разница колоссальная. В 2017 году в районе Командорских островов на Камчатке было землетрясение такой же магнитуды, как в Турции, очаг даже больше был – вы что-нибудь о нем слышали? Оно потрясло только село Никольское, но никаких разрушений, цунами не было, там укрепленное малоэтажное строительство. Пару человек испугались на острове Беринга, но это никто не освещал.
Не надо прямо сейчас ждать землетрясения где-то в России
Я видел публикации, где люди сейчас говорили о [последующих] землетрясениях на Кавказе, Камчатке, Японии, Чили, но они происходили и раньше, причем постоянно. Я уверяю, что, скорее всего, активизации всего земного шара сейчас не наблюдается. Нет надежных сведений, что сильное землетрясение обязательно может вызвать [сейсмическую активность] в другом районе. Не надо прямо сейчас ждать землетрясения где-то в России вследствие турецкого. При этом они могут произойти в любой момент в сейсмически опасных районах. В России это Камчатка, Байкал, Северный Кавказ. А когда они будут там происходить, точно вам никто не скажет.
Российский геолог Ярослав Трихунков находится в научной командировке в городе Элязыг на юго-востоке Турции. До ближайшего города (г. Малатья), получившего разрушения в результате землетрясения, – 120 км. Вместе с коллегами из Евфратского университета они сейчас собирают гуманитарную помощь в зону бедствия.
По словам эксперта, на территории России много сейсмоактивных зон. Везде, где есть растущие горы, возможны крупные землетрясения, говорит Трихунков. Хотя они бывают даже на платформах, но слабые. Бывали даже в Москве.
– Горы Южной Сибири, в частности Алтай и Саяны, – сейсмоактивные регионы. В 2003 году на Алтае было крупное землетрясение схожей магнитуды, как сейчас в Турции (7,3 балла). Чуйский тракт был буквально разорван, как мне рассказывали. Но жертв не было, потому что это не населенная местность. Про это землетрясение мало кто говорил, потому что подобные события интересны только ученым. Другое дело, когда мощное событие происходит около крупного города, как сейчас в Турции. Я знаю немного крупных городов в Сибири, где землетрясения подобной магнитуды могли бы произойти: Омск, Новосибирск, Томск, Красноярск – нет. Наверное, самый опасный в этом плане – Иркутск. Рядом Байкал, где проходит много активных разломов. Но самый сейсмоактивный регион России – это, конечно, Дальний Восток: Камчатка, Курилы, Сахалин. Там идет процесс субдукции, когда Тихоокеанская плита пододвигается под Охотоморскую. В этих местах надо ждать землетрясений всегда, причем высокой мощности.
"До сих пор выжившие вспоминают это и рыдают"
В 2020 и 2021 годах в Забайкальском крае, Иркутской области, Бурятии, Красноярском крае произошел целый ряд землетрясений, магнитуда которых в эпицентрах приближалась к 6. Такие относительно небольшие повторные толчки будут продолжаться и могут быть предвестниками куда более мощного катаклизма, предупреждал тогда главный научный сотрудник Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН Владимир Кособоков.
После землетрясения в Турции и Сирии глава Камчатки Владимир Солодов написал в сетях, что в рамках программы по расселению сейсмодефицитного жилья построено более 120 тысяч квадратных метров. Сейчас идет строительство жилого комплекса из пяти домов в Приморском и Вилючинске. К концу 2022 года власти отчитались о завершении первого этапа программы по расселению из аварийного жилья, однако на втором этапе им предстоит построить втрое больше домов – около 100 тысяч квадратных метров.
В стране в 2017-2022 годы работала федеральная программа по усилению сейсмоустойчивости жилья, однако этих денег регионам не хватает: в 2021 году Дальний Восток получал на эти цели около 70 млн рублей в год при потребности в 1,5-2 млрд рублей. Последнее разрушительное сейсмособытие на Камчатке зафиксировано в 2006 году, когда сила подземных толчков в Олюторском районе достигала 6,2 балла. 30 человек получили травмы.
– Сейчас равенства между сейсмодецифитным и аварийным жильем нет. Есть отдельная программа расселения под сейсмику, но у нас очень маленькое финансирование. Вот мы добились строительства домов в Вилючинске; на этом по большому счету программа завершена, и дальше мы не видим конкретных сумм, – говорил Солодов в декабре 2022 года.
Между тем именно из-за того, что в сейсмоопасном регионе строили жилье, не соответствующее рискам этой местности, в 1995 году на Сахалине, в поселке Нефтегорск, погибли 2040 человек. То землетрясение силой 7,1-7,2 балла по шкале Рихтера тоже началось ночью. Сейчас на месте поселка, там, где раньше стояли блочные пятиэтажные дома на 80 квартир, установлены надгробные плиты с указанием номера дома: 17 домов – 17 надгробий. Бывший Нефтегорск называют городом мертвых.
На календаре было 28 мая. В местном клубе проходил выпускной бал. Из 26 выпускников в живых осталось восемь человек.
– Дети были в клубе на выпускном вечере, и пора бы им расходиться, но они снова и снова просили поставить музыку, чтобы танцевать. А что поделаешь – молодежь. Кто мог знать. На них сверху рухнула огромная плита, – рассказал Сибирь.Реалиям Вячеслав Мисенко, который жил в Нефтегорске и выжил, так как был в отъезде. – И вот до сих пор выжившие вспоминают это и рыдают, это невозможно описать словами, сколько свалилось на их голову горя, и многие из них не хотят ничего рассказывать.
С тех пор прошло 28 лет, но сегодня на Сахалине по-прежнему не могут расселить людей, обитающих на 720 тысячах квадратных метров жилья, не соответствующего критериям безопасности. В конце 2022 года власти региона признали, что решить эту проблему практически нереально: все дома, построенные до 1995 года, имеют дефицит сейсмостойкости, материалы для строительства новых домов стоят непосильно дорого, поскольку их приходится завозить с материка.
"Старая застройка – самая опасная вещь"
Турция – один из наиболее сейсмически активных регионов в мире, поскольку находится на границе сразу трех литосферных плит: Евразийской, Аравийской и Африканской, говорит Ярослав Трихунков. В год там фиксируют несколько тысяч сейсмособытий. Именно в зоне контакта этих трех плит сейчас и произошли землетрясения. Через район городов Газиантеп, Кахраманмараш, Малатья и других, пострадавших сейчас более всего, проходит Восточно-Анатолийская зона разломов (международная аббревиатура EAFZ), продолжающая "трансформу Мертвого моря". Это система левосторонних сдвигов, по которым Аравийская плита смещается на север со скоростью 1,5-2 см/год, обгоняя Африканскую и отталкивая на запад Анатолийскую (часть Евразийской плиты).
– Этот процесс неравномерен, и местами за счет неровных краев смещающихся плит возникают "задержки", образно говоря, – объясняет эксперт. – В таких местах копится сейсмическая энергия, которая временами и высвобождается в виде землетрясений. Чем дольше длится подобная "задержка", тем мощнее будет предстоящее сейсмическое событие. Так что, когда ты живешь в зоне стыков плит и таких огромных активных разломов, ты всегда рискуешь. В районе Кахраманмараша события магнитудой более 7 повторяются в среднем раз в 500 лет. Предпоследнее было в 1513 году. Соответственно, то, что случилось сейчас, было ожидаемо. К северо-востоку в EAFZ землетрясения подобной магнитуды случались сто лет назад, к югу – тоже случались примерно в это время, а вот в этом сегменте зоны ничего не было, поэтому все и ждали. Мои турецкие коллеги, в частности профессор Хасан Чилик, говорили об этом еще три года назад, после землетрясения в Элязыге. Но сильное землетрясение могло произойти и через 10 лет. Так что, увы, поскольку предсказать точную дату не может никто, никто и не относился к мнению ученых всерьез. Если бы в районе Кахраманмараша случались землетрясения магнитудой более 6,5, то они могли бы разгрузить этот сектор разлома. Но их не было, и произошло событие сразу в 7,8.
– Кроме того, разрушительная сила землетрясения зависит от глубины очага: чем он ближе к поверхности, тем мощнее ее сотрясения. Здесь было от 7 до 10 км, поэтому наверх вышло много энергии. Наконец, дело в строительстве. Не забывайте, пострадали два города-миллионника, где есть многоэтажная, но старая застройка – вот это самая опасная вещь. Деревенские дома менее опасны: они тоже могут обрушиться, но не с такими последствиями. А вот обрушение многоэтажки, построенной по старым сейсмическим стандартам, тем более ночью, когда жители находятся дома и спят, – это страшно, – говорит Трихунков.
По словам экспертов, и российские, и турецкие ученые прогнозировали землетрясение в районе Аравийской плиты еще несколько лет назад. Проблема в том, что ученые не в состоянии назвать точную дату, когда начнется землетрясение.
– Предсказать, что землетрясение будет, например, завтра, пока нельзя, – говорит директор Института теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН Петр Шебалин. – Пока человечество и наука бессильны. Но спрогнозировать на несколько лет или месяцев, что в определенном районе будет мощное землетрясение, можно. Например, в нашем институте спрогнозировали землетрясение магнитудой 8. И оно как раз произошло в том районе, где в течение пяти лет его ожидали – в Турции. Поэтому говорить, что вообще не может быть прогнозов, неправильно. Существующие прогнозы не очень точны ни по времени, ни по пространству, но определить регион, где возможно землетрясение, они позволяют. Неверно говорить, что к такому нельзя подготовиться. Готовиться нужно. Во-первых, хорошо строить. Во-вторых, нужно готовить население, которое должно знать, как вести себя в таких случаях. К сожалению, это не всегда помогает, как и в этот раз: все произошло ночью. При этом я полагаю, что если бы проводились тренировки для населения, то число пострадавших можно было бы все же сократить.
Полностью материал опубликован на сайте проекта Сибирь.Реалии