Задержание журналиста-расследователя Ивана Голунова и обвинение его в торговле наркотиками с пятницы 7 июня является одной из главных тем в российских СМИ и соцсетях. Арест коллеги сплотил журналистское сообщество и заставил прессу задать множество вопросов как по существу дела Голунова, так и в целом о ситуации в российских правоохранительных органах.
Стадия 1. Молчание в эфире
Федеральные телеканалы сначала попробовали проигнорировать преследование журналиста.
Ни словом не обмолвились о деле Ивана Голунова воскресные эфиры каналов ТВЦ и "Мир 24", не говорили о нем и в главной итоговой программе Первого канала. Зато более часа ведущий и по совместительству заместитель председателя Госдумы России Петр Толстой рассказывал об экономическом форуме в Санкт-Петербурге и визите главы КНР Си Цзиньпина в Россию, о политических дрязгах в Украине и годовщине высадки союзников в Нормандии. Закончил ведущий выпуск подготовкой прямой линии с Владимиром Путиным.
Стадия 2. Официальная точка
Когда стало очевидно, что дело Голунова приобретает слишком серьезный оборот, федеральные телеканалы и новостные агентства попробовали представить только версию МВД, заявив:
- подозрения в адрес Голунова правомерны,
- задержание тоже,
- нарушений при задержании не было.
В итоговой программе телеканала российской армии "Звезда" о Голунове говорили ровно 1 минуту. "Правоохранительные органы разбираются в ситуации", – сообщила ведущая "Звезды" Ольга Белова и сухо изложила основные факты, связанные с делом.
"Голунов – на привилегированном положении. Благодаря тому вниманию, которое привлечено к его делу", – возмущался Дмитрий Киселев на "России 24". По его мнению, внимание к делу журналиста "совершенно неоправданно" и в профессии Голунов ничем не отличился:
"Расследования Голунова, уж если положа руку на сердце, – ничего выдающегося в профессиональном плане. Голунов, мягко говоря, далек даже от первой десятки российских журналистов-расследователей", – убеждал он.
Да и ничего страшного с журналистом, по утверждению Киселева, якобы не произошло. Полицейские при задержании всего лишь "сработали грубовато", а фальшивые фотографии нарколаборатории – "непозволительная неряшливость", не более.
При этом ни в студии, ни в последующем 10-минутном сюжете на ВГТРК ("Россия 1") никак не комментировали собственную "неряшливость" и допущенные ошибки. В первом варианте материала журналиста Дениса Новожилова, который вышел в программе "Дежурная часть", утверждалось, что в моче Ивана Голунова были обнаружены следы наркотических веществ, хотя в кадре при этом была справка, сообщающая обратное. Позже фразу отредактировали – и в итоговый выпуск на ВГТРК сюжет вышел без нее.
Концентрированным негодованием в адрес и Ивана Голунова, и сопровождающего его дело ажиотажа отметился ведущий Рен-ТВ Андрей Добров. Все, что у Киселева размыто на 15 минут, тут помещается в три: "Суд отправил его под домашний арест, что вызвало недоумение: обычно по подобным делам подозреваемые отправляются в СИЗО. Ну все равно, спасибо за мягкость в таком резонансном деле. Вопрос, правда, в качестве резонанса".
"Сразу пошел вал информации в сетевых изданиях и социальных сетях: "Подбросили!", "При задержании избили!", "Жестоко, проломили голову, сломали ребра, отвезли его в больницу в 71-ю". Провели осмотр – не подтвердилось. Но кто же поверит?" – спрашивает Добров.
Как и в случае ВГТРК, на Рен-ТВ тоже не обошлось без редакций. В программе, выложенной на официальном сайте проекта, отсутствуют несколько фраз, которые можно найти в копиях, доступных на ютубе. Например: "Журналисты все эти дни вбрасывали часто непроверенную информацию, например, про переломы, про мотивы задержания и так далее".
Стадия 3: "Требуем объяснения и ждем расследования".
Единственной "авторитетной" журналисткой, которая еще в воскресенье поставила под сомнение профессионализм полицейских, задержавших Голунова (хоть и не всю полицейскую систему в целом), стала Ирада Зейналова.
"Это [дело] – тест на доверие", – заявила она на НТВ и призвала разобраться и найти виновных, что, по ее мнению, "выгодно и обществу, и власти".
В понедельник к ней присоединились еще несколько коллег с федеральных телеканалов: ведущие "России 1" Ольга Скабеева и Евгений Попов и ведущие программы "Время покажет" на Первом канале Екатерина Стриженова и Анатолий Кузичев.
"Мы очень надеемся на справедливое объективное расследование", – подчеркнула Скабеева, а Стриженова добавила: "Мы требуем объяснения всего произошедшего и ждем тщательного расследования".
Заявления Скабеевой и Стриженовой последовали после того, как депутат Госдумы Александр Хинштейн сообщил, что дело Голунова якобы было передано из МВД в Следственный комитет (СК пока это опровергает):
А служба собственной безопасности МВД и прокуратура, по заявлению замглавы Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Евы Меркачевой, начала проверку дела Голунова.
На данный момент Голунов находится под домашним арестом и пробудет там минимум два месяца: такую меру пресечения журналисту избрал 8 июня Никулинский суд Москвы. Однако омбудсмен Тамара Москалькова в понедельник уже объявила, что его можно было бы отпустить под подписку о невыезде.
За двое суток до этого Голунова задержали 6 июня в центре Москвы. Его коллеги связывают задержание журналиста с расследованиями о коррупции и теневом бизнесе, которые он публиковал. Голунов и его защита настаивают, что запрещенные вещества ему подбросили, и подчеркивают, что Иван никогда не употреблял наркотики.
В поддержку журналиста уже выступили его коллеги, гражданские активисты и правозащитные организации.
"Кажется, сейчас журналистское сообщество, наконец, осознало, что если мы сейчас не скажем "стоп", дальше придут за каждым", – заявила в интервью Настоящему Времени гендиректор издания "Медуза".
Российские журналисты и активисты 12 июня проведут в Москве марш в поддержку Голунова, который сейчас находится под домашним арестом, сообщается на странице мероприятия в фейсбуке.
"Ведомости", "Коммерсант" и РБК – три главные деловые газеты России – 10 июня вышли с одинаковой первой полосой в поддержку журналиста "Медузы" Ивана Голунова.