Генсек НАТО Йенс Столтенберг подтвердил участие Владимира Зеленского в саммите Альянса в Вильнюсе, который пройдет 11 и 12 июля. Кроме того, информационное агентство УНИАН опубликовало предполагаемую программу мероприятий, где запланирована встреча генсека НАТО и украинского президента. Ранее Зеленский говорил, что не поедет на саммит в Вильнюс, если не будет четких гарантий безопасности для Украины, пока она не в НАТО. Он добавил, что только при этих условиях встреча будет иметь смысл.
Накануне саммита глава МИД Украины Дмитрий Кулеба сообщил, что после дискуссии страны – члены НАТО согласились отменить план действий по членству для Украины на пути к вступлению в Альянс. Он приветствовал это решение как сокращающее путь страны в НАТО. План действий по членству в НАТО – это программа по принятию новых членов в организацию, которая была одобрена в 1999 году. В 2022 году приглашение без ПДЧ получили Финляндия и Швеция. В апреле 2023-го Финляндия официально стала полноправным 31-м членом НАТО.
Тем временем президент США Джо Байден заявил, что Украина еще не готова к членству в НАТО. По его словам, Альянс может рассмотреть принятие Украины только после окончания войны. А пока страны НАТО продолжат поставлять Киеву необходимое вооружение.
Чего ожидают от саммита в Украине и что известно о возможном визите Зеленского в Вильнюс? Об этом в эфире Настоящего Времени мы спросили Егора Чернева – главу украинской делегации в парламентской ассамблее НАТО.
— Какая у вас информация о визите Зеленского? Можете ли вы как глава украинской делегации в Парламентской ассамблее НАТО подтвердить его визит?
— Любые перемещения президента воюющей страны – это достаточно секретная информация. Как будет позволять ситуация по безопасности, так и будет президент присутствовать. Опять-таки, он заранее достаточно часто говорил о том, что без конкретных решений его присутствия на саммите можно не ожидать. На сегодняшний день есть достаточно высокий процент того, что президент будет. Но когда и в каком составе будет делегация – я об этом сказать не могу. Это вопрос безопасности президента.
— То есть если Зеленский туда приедет, – а он ранее говорил, что без каких-то конкретных предложений Украине со стороны НАТО он не поедет, – получается, что стороны все-таки смогли выйти на какие-то договоренности?
— У меня есть достаточно сдержанный оптимизм, основанный на определенных инсайдах, что хорошие новости для Украины будут на этом саммите. И мы их услышим уже в ближайшее время. Я думаю, что президент едет сюда, ожидая тоже услышать хорошие новости. Понятно, что не будет все решаться в последний момент. Понятно, что есть определенная уже проделанная работа, уже есть определенные договоренности среди всех членов Альянса. Но давайте дождемся финальных документов.
— Егор, а можете объяснить, почему для Украины важно именно добиться отмены плана действий [по членству для Украины на пути к вступлению в Альянс]?
— Потому что нам не нужна лишняя бюрократия. Мы доказали на поле боя, что наша армия способна отражать атаки, боеспособна. Я думаю, что это наиболее боеспособная армия Европейского союза, а может быть, и одна из самых боеспособных армий в мире. Поэтому лишняя бюрократия просто ради бюрократии нам не нужна. Тем более что есть прецедент Финляндии и Швеции (я очень надеюсь, что Швеция тоже скоро присоединится к Альянсу). То есть возможно проходить без бюрократических затягиваний. Мы уже, знаете, 15 лет в процессе открытых дверей. Мне кажется, что уже пора перешагнуть этот порог, закрыть за нами двери и иметь 33 страны на борту без каких-либо бюрократических проволочек.
— Когда вы говорите о некоем сдержанном оптимизме, что вы имеете в виду? Возможно, что на саммите в Вильнюсе Украина уже получит приглашение присоединиться к Альянсу?
— Все может быть. Я думаю, это все равно будет приглашение с определенной отсрочкой, потому что мы понимаем, что процесс принятия будет после окончания войны, после нашей победы.
— Я в эфире ранее говорил, что вице-премьер Украины добавила, что за приглашение Украины выступает сейчас весь восточный фланг НАТО, также ряд стран Западной Европы. А кто против?
— Да против, наверное, никого нет. Есть просто страны, которые говорят: "Давайте не сейчас", – вот в чем вопрос. "Давайте не сейчас и давайте, может быть, рассмотрим, каким образом и с каким процедурами". Вы видите, вопрос процедуры, наверное, все-таки уже отошел на второй план – я имею в виду процедуры через ПДЧ. Но вопрос сроков принятия Украины и приглашения Украины еще пока открыт. Но я надеюсь, что политическое решение по нашему приглашению будет принято, потому что, в принципе, не обязывает наших партнеров ни к чему – особенно если это будет с оговоркой "когда позволят условия безопасности".
— Кулеба призывает Берлин отказаться от блокирования быстрого вступления Украины в НАТО. Ранее издание Bild, если я не ошибаюсь, сообщало, что есть некий внутренний документ правительства Германии в их распоряжении. И там есть некая оппозиция по движению Украины в НАТО. [По данным] издания Bild, это Германия и США. Неужели США против быстрого вступления?
— Смотрите, оппозиции есть в разных странах, в основном маргинальные. Есть в Германии, например, "Альтернатива для Германии" – партия, которая, к сожалению, набирает голоса, но все равно они никогда не станут правящей партией. Опять-таки, никто с ними не пойдет в коалицию. И такие маргиналы, конечно же, там выступают и против передачи оружия и помощи Украине, и против вступления в НАТО, и так далее. Но очень важно, что большинство социума этих стран, большинство людей в этих странах поддерживают Украину в НАТО. Да, к сожалению, в некоторых странах работает эта информационная атака со стороны Российской Федерации о том, что Украина в НАТО может принести войну в НАТО. Но с этим мы тоже справляемся и в принципе постепенно доказываем, что как раз таки Украина вне НАТО может опять спровоцировать Российскую Федерацию на будущую войну через пять-десять-пятнадцать лет. Поэтому сейчас я не вижу какой-то действительно серьезной оппозиции вступлению Украины в НАТО. Вопрос обсуждается на уровне того, как и когда это должно произойти.
— Мы прямо сейчас показываем кадры прямой трансляции – прибытие Джо Байдена на саммит НАТО. От Байдена лично вы чего ожидаете? Какой-то, возможно, большей поддержки?
— Мне бы очень хотелось, честно говоря, увидеть Байдена образца 2004 года, когда он вместе с сенатором Маккейном были основными драйверами, лидерами процесса принятия стран Балтии в Альянс. Сейчас, к сожалению, мы не видим такого лидерства в Соединенных Штатах, но мы не видим, в принципе, и какого-то блокирования. Они объясняют это тем, что "давайте вначале закончим войну, а потом вернемся к вопросам нашего будущего членства". Вот я недавно, буквально полчаса назад, общался с достаточно влиятельным сенатором Соединенных Штатов от демократов Дурбином, который последние лет двадцать, наверное, во внутренней политике Соединенных Штатов играет большую роль, особенно в демократической среде. Так вот он говорит о том, что "мы же уже прекрасно понимаем, что Украина получает все, что просит, вопрос только в сроках". Я говорю: "Да, вопрос в сроках, потому что иногда мы просим по полгода то вооружение, которое нам необходимо на вчера. Давайте не затягивать ту же историю с НАТО, потому что зонтик НАТО поможет нам обезопасить себя и обезопасить в принципе Европу от будущей войны, которая действительно может состояться, если мы останемся серой зоной". Он согласился с тем, что этот вопрос должен быть решен. Поэтому, я думаю, что это вопрос времени – наше членство в НАТО. Действительно, да, нам нужно закончить войну.