В Праге на днях прошла встреча министров иностранных дел стран Евросоюза. На ней обсуждалось много вопросов, но главными темами была помощь Украине в войне с Россией, возможность введения визового бана для граждан России всеми странами ЕС и энергетическая безопасность стран Евросоюза и их зависимость от российских нефти и газа.
По итогам встречи странам ЕС не удалось достичь общего соглашения о запрете выдачи туристических виз гражданам России. Однако министр иностранных дел Чехии Ян Липавский в интервью Настоящему Времени подчеркнул, что эта ситуация должна измениться. По его словам, довольно много представителей элит в России "не чувствуют личной ответственности за жестокую войну", которую Кремль ведет против Украины, и "наслаждаются жизнью в Европе". "Я не думаю, что мы можем это терпеть дальше", – заявил министр.
Он также заявил, что военная, гуманитарная и другая помощь Чехии Украине будет продолжена. "Общее количество поставляемого оружия – это конфиденциальная информация. Но мы поставляем много и гордимся этим", – подчеркнул Липавский.
– Первый вопрос, конечно же, будет про визы россиянам. В Праге прошла встреча министров иностранных дел стран Евросоюза, на которой было принято решение о приостановке действия соглашения об упрощенном визовом режиме с Россией. Что это означает в практическом смысле и когда новые правила начнут действовать?
– То решение, которое было принято на встрече министров иностранных дел в Праге, – это политическое руководство для европейских институций. Мы пришли к согласию, что соглашение об упрощенном визовом режиме с Россией будет отменено. Соглашение было предназначено для того, чтобы упростить визовый режим с ЕС для жителей тех стран, которые хотят развивать дружеские отношения с Европой. Это политическое условие однозначно Россией не выполняется.
Но это не затрагивает выдачу виз россиянам в страны ЕС как таковую. Это всего лишь вводит дополнительные условия, что перед выдачей любой визы необходимо будет провести собеседование, что очень важно, например, в целях безопасности.
И другая часть этого решения – это то, что подчеркнул Жозеп Боррель. Боррель дал четкий сигнал европейским институциям: пожалуйста, подумайте над теми мерами, которые помогут защитить границу балтийских стран. Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и Польша очень настойчиво призывали к тому, чтобы такие меры были приняты, потому что их границы перегружены потоком людей из России.
Мы инициировали дебаты с призывом принять больше ограничений относительно выдачи виз россиянам. Потому что, откровенно говоря, есть довольно много представителей элит в России, которые не чувствуют личной ответственности за проведение так называемой специальной военной операции, которая в реальности является жестокой войной против Украины. И которые наслаждаются жизнью в Европе. Я не думаю, что мы можем это терпеть дальше.
Но, с другой стороны, существует некий призыв (и я согласен с ним), что нам нужно сохранить поток людей, которые пересекают границу по гуманитарным причинам или для воссоединения с семьей. И я уверен, что Еврокомиссия найдет способ, как утвердить эти предложения. Потому что касается второй части этого ответа – ситуация еще не до конца ясна.
– Еще один вопрос про визы. Что вы планируете делать с туристическими визами, которые уже были выданы гражданам России ранее? Они будут аннулированы?
– Гражданам России было выдано 12 млн виз в страны ЕС. Население России – 140 млн человек. Однозначно сейчас не каждый российский гражданин сможет путешествовать в Европу, но это затронет значительную часть российского общества.
А что касается тех, у кого уже есть действующая виза, – мы должны сейчас решать ситуацию на границе. И я уверен, что Еврокомиссия найдет решение, как обезопасить границы стран Балтии.
– В одном из интервью вы сказали: "Мы поддерживаем Украину, чтобы защитить собственную свободу и независимость". Какую военную помощь Чехия уже оказала Украине?
– Чехия оказывает Украине поддержку во многих вещах. Это военная, экономическая, гуманитарная и политическая поддержка. Вчера я провел ланч с моим украинским коллегой Дмитрием Кулебой. И потом мы приняли участие в конференции, где мы обсуждали, как Украина может получить членство в ЕС. Это – пример политической помощи.
Есть также много информации об оружии, которое мы поставляем Украине. Даже если мы на уровне правительства и не показываем полную картину, есть фото и видео с фронта, и можно увидеть, какое оружие используется. Общее количество поставляемого оружия – это конфиденциальная информация. Но мы поставляем много, и мы гордимся этим.
Конечно, мы помогаем Украине и в экономических и гуманитарных вопросах. Мы в Чехии приняли 400 тысяч украинцев. Они имеют возможность остаться тут. Большая часть – это люди трудоспособные. Их дети пойдут в школы, и мы хотим заботиться о них. Мы делаем все, что необходимо.
– Украина стала кандидатом на вступление в ЕС. Как быстро Украина может стать полноправным членом союза и как Чехия может ей помочь на этом пути?
– Это не произойдет мгновенно. Мы должны понимать, что в этом процессе есть две главные вещи. Первое – это соглашение о базовых политических принципах. Украина очень сильно связана с Европой. А Европа, в свою очередь, во многом связана с Украиной. В этом нет проблемы, и это также причина, почему Украина получила статус кандидата так быстро.
Но есть еще практическая сторона. Вы должны соответствовать техническим критериям ЕС в разных сферах. Что такое ЕС? Это союз государств, которые согласились иметь общее пространство для путешествий, потока денег, потока людей, инвестиций и товаров. И это все очень строго регулируется.
Если Украина хочет присоединиться к ЕС – вы должны просто выполнить эти условия. Конечно, на это может понадобиться время. Но если политическое соглашение уже есть – мы можем сделать для Украины уже очень многое, даже если она не является официально членом ЕС. Я думаю, что мы можем заняться соглашением о свободной торговле и другой помощи. И, конечно, помощью в восстановлении Украины после войны. Мы поможем Украине восстановиться – чтобы она как кусочек пазла смогла присоединиться с ЕС.
– Чехия сейчас председательствует в Совете ЕС. Какой вы видите политику Евросоюза в отношении России?
– ЕС еще никогда не был таким сплоченным, как сейчас, в этом году. И это произошло "благодаря" Владимиру Путину. Но за наше объединение Украина платит огромную цену. Мы полностью осуждаем все, что происходит в Украине, все, что Россия делает в Украине. И в отношении России уже было введено семь пакетов санкций, а Украине предоставлена беспрецедентная поддержка. Мы предоставляем деньги, оружие, наши миссии, большую финансовую поддержку.
Конечно, можно помогать еще больше. И будут проходить внутренние дискуссии между странами о том, какими могут быть следующие шаги в этом направлении. Я с оптимизмом смотрю на решение этого вопроса. Я уверен, что Украина победит в этой войне. И я уверен, что Украина победит и потому, что мы помогаем Украине в этой борьбе. И я восхищаюсь тем, что делает Украина.
– Все-таки: как вы видите отношения Евросоюза, Чехии и России?
– Что касается России – есть пять принципов, которые были утверждены много лет назад. Но они уже не действительны. И мы сейчас ведем дискуссию о том, как мы должны пересмотреть их, учитывая нашу политику в отношении Украины, и утвердить четкий документ.
Но учитывая то, как сейчас живет Украина, и захватническую войну – это более теоретические вопросы, в которых, я надеюсь, мы преуспеем, как сказал наш президент. Но это не настолько важно, чтобы можно было сказать, что без этого документа мы не сможем продолжать нашу политику.
– Россия также ведет экономическую войну против ЕС. Цены на газ растут. Как Чехия и другие европейские страны будут защищать свою энергетическую безопасность?
– Я думаю, что все понимают, что Россия – это ненадежный поставщик энергии. И Путин пытается, хотя и безуспешно пытается, использовать энергетику как оружие против Европы.
Это не будет легко. Это будет сложно. Но мы должны быть готовы к этому, и мы уже готовы к этому. И я думаю, что главное – это успокоить европейцев, успокоить жителей Чехии и гарантировать, что в их домах будет тепло, а чеки за газ не разрушат их семейный бюджет. Здесь есть технический вопрос – иметь достаточный запас газа, и другой – правильно объяснять это обществу. Я думаю, что все правительства должны заниматься и тем, и тем. И наше правительство как раз делает это.
– Стоит ли ожидать, что будет принят новый пакет санкций против России? Есть мнение, что все возможные действительно сильные санкции в отношении Москвы уже введены?
– Если действительно уже было сделано все возможное – нам осталось только ждать, и со временем мы увидим эффект этих санкций. И мы уже наблюдаем значительный эффект от них в России. Мы можем дальше обсуждать другие возможности. Мы уже упомянули визовый вопрос. Но я думаю, что нам нужно сейчас быть терпеливыми и продолжать дальше оказывать поддержку Украине.
– Этого будет достаточно, чтобы остановить войну?
– Война будет закончена миром. Любая война заканчивается миром. Каждая война заканчивается дипломатией. Но я хочу подчеркнуть, что это должно быть на условиях Украины. Потому что Украина защищает свою территорию и суверенность.