Во Франции судят 71-летнего Доминика Пелико. Его обвиняют в том, что он около десяти лет тайно накачивал транквилизаторами свою жену Жизель, а потом приглашал незнакомцев насиловать ее, а также насиловал ее сам. Всего в деле указано около 200 случаев изнасилования. В суде Жизель отказалась от права на анонимность – таким образом женщина хотела поддержать других пострадавших от сексуализированного насилия. Ее поступок вызвал волну обсуждений по всему миру и уже сделал Жизель символом борьбы против "культуры изнасилования" во Франции.
Предупреждение: в тексте описаны сцены насилия
Что произошло?
О том, что Доминик Пелико годами насиловал жену, полицейские узнали случайно в 2020 году, когда проводили проверку в отношении мужчины по поводу другого эпизода. Француза поймали за скрытой съемкой под юбками посетительниц супермаркета в городе Карпантра. Для расследования полицейские изъяли его ноутбук, на котором и нашли папку с фотографиями и видео сцен насилия над супругой.
Всего в деле фигурирует около 200 эпизодов сексуализированного насилия, которые происходили с 2011 по 2020 год в доме пары в Мазане. Большинство изнасилований совершал сам Доминик, но в некоторых сценах были задействованы незнакомцы. Полиция пока смогла установить личности только 51 из них – всего на видео обнаружили 72 мужчин.
Самому младшему из обвиняемых 26 лет, самому старшему – 74, пишет Figaro. Среди тех, кто совершал насилие над Жизель, были люди совершенно разных профессий: пожарный, водитель, электрик, тюремный охранник и медбрат. Большинство мужчин участвовали в изнасиловании только один раз, но есть и те, кто возвращался до шести раз, сообщает France24.
Насильников Пелико искал на сайте Coco.fr, который позиционировал себя как "чат без регистрации", требуя от пользователей указать только пол, возраст, почтовый индекс и никнейм. Такой низкий порог входа сделал сайт популярным среди преступников. В июне 2024 года французская полиция закрыла сервис после расследования более 20 тысяч судебных разбирательств, связанных с этой платформой.
Жизель не догадывалась о том, что с ней происходило годами. За то время, что муж ее насиловал, женщина начала замечать у себя провалы в памяти и подозревала, что у нее могла развиться болезнь Альцгеймера.
С Домиником они прожили вместе около 50 лет. Сама Жизель называла его "отличным парнем" и не могла поверить, что он способен на насилие. В браке у них родилось трое детей. Сейчас они разведены.
Выступавшие в суде эксперты утверждали, что перед изнасилованиями Пелико поил жену смесью снотворных и анксиолитиков (препаратов, которые используются для лечения симптомов тревожных расстройств или в качестве седативных средств перед анестезией – НВ), а состояние Жизель после этого "было ближе к коме, чем ко сну".
Пелико было важно, чтобы жена не догадалась о происходящем. Пришедшим по объявлению мужчинам, как выяснили на суде, приходилось ждать иногда почти час, пока Жизель потеряет сознание. Кроме того, он выставлял им условия: запрещал пользоваться духами или курить, требовал греть руки и раздеваться на кухне, чтобы те случайно не забыли свои вещи в спальне, а также просил оставлять машину подальше от дома, чтобы не вызвать подозрений у соседей.
При этом мужчину не сильно волновало, как именно пришедшие предохраняются: он разрешал им насиловать жену и без презервативов, из-за чего она в итоге заразилась четырьмя инфекциями, передающимися половым путем.
За изнасилования Пелико никому не платил и никого не принуждал силой заниматься с его женой сексом, утверждают в прокуратуре. Все происходящее он снимал и тщательно документировал: отмечал, в какой день была сделана запись и кто именно на ней присутствует. Иногда использовал реальные имена мужчин, а иногда – только их прозвища.
Что происходит в суде?
Доминика Пелико обвиняют не только в изнасилованиях жены. Ему также вменяют попытку изнасилования другой женщины в 1999 году, убийство и изнасилование еще одной в 1991-ом, подстрекательство к изнасилованию, съемку насилия на видео, а также вторжение в частную жизнь. На компьютере мужчины нашли интимные фотографии его дочери, которая уверена, что тоже была в тот момент под воздействием препаратов, а также снимки двух его невесток из ванной его с Жизель дома.
17 сентября Пелико впервые выступил в суде. До этого его выступления переносились по состоянию здоровья. После ДНК-теста он признал свою вину в попытке изнасилования женщины в 1999 году, а также в систематических изнасилованиях жены. Во время заседания он попросил у всей семьи прощение: "Я виновен в том, что сделал. Я прошу мою жену, моих детей, моих внуков, госпожу М., простить меня. Хотя это [то, что было сделано] непростительно. Я полностью признаю все содеянное," – заявил мужчина.
Госпожа М. – это еще одна пострадавшая от действий Пелико. Она выступала в суде свидетельницей, рассказывая, как ее муж по указке Доминика накачивал ее снотворными наркотическими средствами, а потом насиловал ее сам и позволял изнасиловать другим мужчинам. Он же изнасиловал Жизель, пока та находилась в бессознательном состоянии.
Свое поведение Доминик объяснил в суде тем, что якобы у него "была зависимость". "У меня были потребности. Я все разрушил, не задумываясь, как эгоист. И мне стыдно", – сказал мужчина. При этом он отрицает, что применял насилие к своим детям и внукам.
В суде он также пытался оправдать свои действия рассказами о тяжелом детстве и о том, что сам в 9 лет подвергся изнасилованию. "Я всегда носил с собой эту травму. <...> Ты не рождаешься таким, ты становишься таким", – заявил он.
Большинство других обвиняемых – 35 человек – утверждали, что они якобы думали, что участвуют в "постановке", придуманной семейной парой, чтобы разнообразить свою сексуальную жизнь.
Пелико же говорит, что это неправда, а все обвиняемые знали, на что соглашались. "Я такой же насильник, как и другие, которые здесь находятся. Они все знали. Они не могут этого отрицать", – сказал он.
Отказ Жизель от анонимности и защита прав женщин
Жизель настояла на том, чтобы процесс был открытым, хотя по закону могла воспользоваться правом на анонимность. Таким образом она хотела привлечь внимание к проблема сексуализированного насилия под воздействием препаратов.
"Я говорю от имени каждой женщины, которую без ее ведома накачивали препаратами. Я возвращаю себе контроль над своей жизнью <...> У многих женщин нет доказательств. У меня они есть", – заявила в суде Жизель.
Она также добавила, что "никогда не была соучастницей" происходящего и "не притворялась спящей", а весь ее мир рухнул, когда в 2020 году полицейские показали ей кадры изнасилований с компьютера мужа.
Жизель до сих пор поражена тем, что никто из насиловавших ее мужчин не обратился в полицию. "Даже анонимный телефонный звонок мог бы спасти мою жизнь", – говорит женщина.
Видеозаписи насилия над собой она смогла посмотреть только в 2024 году. "Для меня это ужасные сцены. <...> Я лежу неподвижно на кровати, и меня насилуют. Они обращаются со мной как с тряпичной куклой", – рассказывала Жизель во время заседания. Так как процесс проходит в открытом режиме, эти кадры будут показывать в суде.
Реакция на процесс во Франции
Дело Пелико запустило новую волну обсуждений проблемы сексуализированного насилия во Франции. Фемактивистки по всей стране восхваляют "достойное, храброе и радикальное" поведение Жизель, а женщины аплодируют ей после заседаний.
В поддержку Жизель по всей стране также прошли акции против "культуры изнасилования". По призыву французских организаций 14 сентября в 30 городах на демонстрации вышли около 10 тысяч человек с плакатами "Спасибо, Жизель", "Мы все – Жизель", "Защищай свою дочь, воспитывай своего сына", "Спасибо за смелость", "Стыдиться должны не жертвы, стыдиться должны насильники". На акции вышли также женщины в Бельгии, а публично об этом процессе высказались пользователи по всему миру.
"Жизель – уже не просто человек. Она теперь символ. Она выступает за всех переживших насилие. Она борется за то, чтобы не было виктимблейминга. Она герой", – написала одна из пользовательниц X.
"У нас во Франции очень сильна культура изнасилования. Пришло время системе правосудия сделать свою работу", – заявила вице-президентка французской феминистской организации Dare To Be Feminist Валентина Риуфоль.
Президентка другой феминистской организации Fondation des Femmes Анн-Сесиль Майлферт считает, что процесс над Пелико "стал символом худшего, на что способно мужское насилие". По ее словам, движение #MeToo хоть и повысило осведомленность о сексуализированном насилии, судебная практика по таким делам с того момента не сильно изменилась. Количество жалоб на изнасилования во Франции стало больше, при этом в 2021 году, например, следователи рассмотрели только 6% из них.
В этот раз если суд встанет на сторону Жизель, Пелико и другим обвиняемым грозит до 20 лет колонии, а еще это поможет миру взглянуть иначе на проблему сексуализированного насилия, уверены активистки и жители деревни, где жила пара.