Бывший командир вооруженных отрядов так называемой "ДНР" и экс-сотрудник российских спецслужб Игорь Гиркин (он же Игорь Стрелков) дал интервью украинскому блогеру и политику Дмитрию Гордону, в котором признался, что отдавал приказ об убийстве украинских граждан, которых он назвал "диверсантами", и признал себя "косвенно ответственным" за сбитый в небе над Донбассом малайзийский "Боинг" MH17. Генпрокуратура Украины уже пообещала внимательно изучить сказанное бывшим лидером сепаратистов.
Последствия этого интервью для самого Гиркина и процессов против него в международном, украинском и российском судах в эфире Настоящего Времени обсудили главный редактор украинского издания "Цензор.Нет", военный журналист Юрий Бутусов и главный редактор российского издания The Insider Роман Доброхотов.
— Это интервью может дать какую-то новую информацию для Международной следственной группы по делу о сбитом "Боинге" MH17?
Доброхотов: Я думаю, что да. Но здесь речь идет, скорее, не об информации как о каких-то новых данных, а, скорее, о признательных показаниях. На видео он напрямую подтверждает многие данные, которые были, конечно, известны, но он здесь является подозреваемым. И когда он говорит, что подтверждает факты о том, что Россия как государство всячески поддерживала эту военную операцию, начиная с того, что его пропустили через границу, заканчивая военной и оперативной поддержкой. Это, конечно, для дела по "Боингу" очень важно. Но это важно не только по этому уголовному процессу, есть же еще и совершенно отдельный процесс о вторжении России в Украину.
— По вашей версии, когда международный суд будет рассматривать это дело, он сможет этот разговор привлечь в качестве улики?
Доброхотов: По крайней мере, мой последний разговор с Гиркиным – он же и первый – скриншот с нашего сайта висит на сайте JIT, он уже приобщен к материалам дела, поэтому, я думаю, и это, конечно, будет тоже приобщено.
— Юрий, по вашим оценкам, может ли как-то помочь это интервью Международной следственной группе, имеется в виду дело об MH17?
Бутусов: Возможно. Мне трудно сказать, насколько это будет востребовано. Доказательств собрано достаточно, потому что Гиркину уже предъявлено обвинение.
Но мы понимаем, что скандал в Украине возник не в связи с тем, что кто-то взял интервью с Гиркиным. И, надо сказать – мне Гюндуз Мамедов подтвердил, – что он был в курсе этого интервью, и таким образом взял на себя всю ответственность за то, что это интервью состоялось.
Скандал возник не из-за того, что его взяли, скандал возник из-за того, что это интервью до сих пор висит в открытом доступе в ютубе, и таким образом обозначается возможность под каким-то определенным предлогом тем не менее вести диалог с террористом и тиражировать его позицию в общество. В этом нет никакой реальной заинтересованности правоохранительных органов, потому что для материалов дела уже запись есть, ее не нужно выкладывать и до сих пор крутить в ютубе.
— В большинстве своем Гиркин в этом интервью тиражировал штампы российской пропаганды. Но были и заявления, признания. Например, он сознается, что отдавал приказ расстреливать трех украинских граждан на Донбассе – Владимира Рыбака, Юрия Дяковского и Юрия Поправко. Юрий, для украинского следствия это важная цитата?
Бутусов: В целом это имеет свою ценность. Систематизированная информация о том, что говорит Гиркин, безусловно, может представлять интерес. Безусловно, в интервью у Гордона он сказал достаточно четко, емко и безо всяких околичностей. Большое число людей это уже успели увидеть. Но я не думаю, что для следствия по делу MH17 это имеет прямое отношение.
Возможно, для уголовных процессов в самой Украине это будет важно, поскольку, хочу подчеркнуть, что Игорь Гиркин – не только обвиняемый в уничтожении "Боинга, он обвиняемый по делу о терроризме в Украине, ему вручена повестка в Москве военной прокуратурой в январе 2019 года. Он находится в розыске также в самой Украине. Поэтому, естественно, для Украины процесс осуждения Российской Федерации, который должен произойти, безусловно, необходим. Это вопрос политического выбора.
И в этом плане показания Гиркина еще раз показывают абсолютное пока бездействие властей Украины в плане вынесения приговора руководству Российской Федерации. И вот уже в который раз Гиркин показывает: да, за вторжением в Украину стояло руководство Российской Федерации, и он, военнослужащий Российской Федерации, это все возглавлял, убивал украинцев, и вы ничего не можете мне сделать. Это демонстрирует беспомощность. Пока заочный приговор, хочу напомнить, руководству Российской Федерации за военное преступление, за организацию вторжения Гиркина в Украине не вынесен.
— Есть еще одна интересная цитата, где Гиркин говорит, что Россия контролирует так называемые "ДНР" и "ЛНР". Роман, какова роль Гиркина, каков вес Гиркина в России?
Доброхотов: Сейчас уже, конечно, никакой. Кстати, когда мы говорим об уголовных процессах в контексте его интервью, не надо забывать, что он и по российскому закону является преступником, поскольку в российском законе есть статья, как бы абсурдно она ни звучала: развязывание агрессивной войны и участие в агрессивной войне. Поэтому он по этой статье, конечно, должен проходить. Другое дело, пока Владимир Путин жив и покрывает это преступление, которое было начато по путинской инициативе, процесса по этому уголовному делу не будет. Но Путин тоже не вечен, поэтому все равно эти документы, все эти интервью рано или поздно придется посмотреть, когда будет соответствующий трибунал в России.
А сейчас, как он сам рассказывает, он сидит без гроша в кармане, он оказался своим среди чужих и чужим среди своих. Он откровенно в этом интервью критикует самого Путина и его окружение, и он, естественно, продолжает пропагандировать свои полуфашистские взгляды в отношении Украины. Так что он выброшен, по сути, сейчас за борт. С одной стороны, он неудобен Кремлю, но и убрать они его тоже не могут, поскольку это будет демонстрация внутренних конфликтов внутри России, и это приведет к расколу внутри так называемых патриотических кругов.
— Вы понимаете для себя, почему он сейчас начал говорить и так активно говорит о том, что он действовал самостоятельно, что никак не координировался из Кремля?
Бутусов: Гиркин и до этого говорил то же самое. Я ничего нового не услышал, скажу честно, за исключением того, что впервые он действительно сделал признание о том, что он убивал Поправко, Дяковского и Рыбака. Это действительно была новая информация. Все остальное он уже в разных интерпретациях озвучивал.