Спикер парламента Грузии Ираклий Кобахидзе подает в отставку. Об этом сообщил секретарь правящей партии "Грузинская мечта" Каха Каладзе сразу после завершения заседания политсовета партии.
"Явления, которые имели место вчера в грузинском парламенте во время открытия сессии Межпарламентской ассамблеи православия, и последовавшие за ними события, представляли собой тяжелую картину и вызвали справедливый протест общественности", – сказал Каладзе.
Это было одно из требований протестующих в Тбилиси. Они также требуют, чтобы в отставку ушел министр внутренних дел Георгия Гахария, а парламент начал обсуждать инициативу о проведении внеочередных парламентских выборов.
Во время столкновений протестующих и полицейских в Тбилиси пострадали 240 человек. Среди них – 80 полицейских.
Настоящее Время ведет прямую трансляцию из Тбилиси:
Протесты начались после того, как депутат российской Госдумы Сергей Гаврилов открыл сессию проходящей в Тбилиси Межпарламентской ассамблеи православия, сидя в кресле спикера парламента Грузии.
О ситуации мы журналисты Настоящего Времени поговорили с Леваном Цуцкиридзе, исполнительным директором Восточноевропейского центра многопартийной демократии.
– Что конкретно стало причиной настолько масштабных протестов: то, что российский депутат сел в спикерское кресло, или же протестные настроения уже были, а это просто спровоцировало ситуацию?
– Протестные настроения в Грузии достаточно серьезные, они растут, а ситуация в обществе очень накаленная. Но этот инцидент, когда представитель государства, которое оккупировало 20% Грузии, приходит в парламент, сидит в кресле представителя парламента, стал очень серьезным символическим актом, который и послужит триггером. Это стало очень серьезной провокацией.
– Как вы оцениваете действия полиции?
– Думаю, это была наказательная операция. Я понимаю, что нужно защищать государственные здания, а со стороны митингующих была попытка войти в парламент. Этому нужно противодействовать и не позволять людям занимать здания. Но после этого группа полицейских преследовала людей на улицах Тбилиси, стреляла резиновыми пулями.
– Сам Сергей Гаврилов пояснил, что его пригласили сесть именно на это место, вот он и сел. Как это могло произойти?
– Знаете, думаю, что люди не разозлились на конкретного российского депутата. Агрессия были направлены против грузинских политиков и чиновников, которые и создали эту ситуацию. И председатель парламента, и наши службы безопасности были в курсе. И это серьезный вопрос.
– Вы говорите, что в грузинском обществе были протестные настроения. С чем конкретно они связаны?
– Спектр протеста очень широкий. Во-первых, политическая ситуация в стране очень накаленная: в связи и с выборами, и с конституционной реформой, и с реформой судов. Все эти вопросы очень важные для Грузии. А правительство не находит возможности идти на компромисс с большой частью гражданского общества и политический партий. Экономическая ситуация тоже очень сложная. И в довершение всего мы видим очень серьезную и символичную атаку на государственность Грузии. Это очень подействовало на общество.
– Какие могут быть варианты развития ситуации?
– После того, что случилось ночью, когда всю ночь полиция преследовала протестующих, и что произошло в парламенте, должна быть серьезная политическая ответственность. Должны быть приняты очень серьезные политические решения, чтобы вернуть ситуацию в нормальное русло. Сейчас ситуация совсем бесконтрольная. На одной стороне правительство, которое использовало несоразмерную силу, на другой – очень большая часть грузинского общества. Самым лучшим бы выходом были бы новые выборы с новой, пропорциональной системой.