Грузинская оппозиционная партия "Альянс патриотов" уже дважды выносила на обсуждение законопроект о запрете на ношение в стране мусульманской одежды – чадры, никаба и бурки. Оба раза он провалился. Сейчас авторы обещают представить документ вновь – с некоторыми изменениями и доработками.
В Грузии редко встретишь местную женщину в хиджабе, никабе или парандже. Хурие Абашидзе – студентка одного из тбилисских вузов. В грузинскую столицу она приехала из Батуми, административного центра региона Аджария, где традиционно проживают грузины-мусульмане. Хурие соблюдает предписания своей религии, не выходит из дома с непокрытой головой, и поэтому в столице ее зачастую принимают за иностранку. Но проблем в отношениях с лекторами или однокурсниками у нее никогда не было, говорит девушка.
Если кто-то и пожелает выйти на улицу в парандже или хиджабе, то это никак не противоречит закону или общественным нормам. Поэтому, говорит Хурие, ей непонятна инициатива о запрете отдельных элементов мусульманской одежды. К тому же, по словам девушки, в Грузии ее носят в основном туристы.
"Получается, это шаг против них? Туристы из мусульманских стран активно посещают Грузию уже много лет, и ни разу никаких проблем с ними не было. И для меня как для мусульманки подобная инициатива – своего рода оскорбление, – признается девушка. – Получается, некие люди говорят тебе: "Ты будешь делать так, как хотим мы: либо снимай накидку, либо уезжай из страны". И это неправильно".
Автор законодательной инициативы – депутат от партии "Альянс патриотов" Эмзар Квициани. Он предлагает запретить ношение в публичных местах элементов женской мусульманской одежды, которые полностью скрывают лицо. В партии считают, что подобное облачение, которое не позволяет разглядеть и идентифицировать человека, может быть использовано в преступных целях.
Представители мусульманского духовенства с таким утверждением не согласны.
"Когда речь идет о запрете бурки и никаба в контексте вопроса безопасности, то это, разумеется, вызывает негативные ассоциации с исламом, – говорит Ясин Алиев, муфтий Восточной Грузии. – Потому мы выступили с ответным предложением: если уж сокрытие лица действительно может угрожать безопасности, то тогда надо запретить не только бурки и никабы, но и любые вещи и маски, мешающие идентификации человека. Даже если это маска Деда Мороза. И тогда этот запрет будет действовать не только в отношении мусульман, а сам законопроект не будет вызывать исламофобию. Призываем всех с осторожностью относиться к подобным вопросам".
Грузинские правозащитники, ознакомившиеся с текстом проекта, говорят, что в нем содержатся явные признаки дискриминации по религиозному признаку. Более того, в случае, если подобная инициатива когда-нибудь примет силу закона, это в первую очередь ударит по сфере туризма. Ежегодно Грузию посещают сотни тысяч туристов из ближневосточных стран, где подобная одежда на женщинах – не только традиция, но и обязанность.
Гванца Ломайя, юрист НПО Институт толерантности и многообразия, говорит, что для таких туристов Грузия остается одной из стран, где они могут чувствовать себя свободно и безопасно.
"Я бы обратила внимание еще и на то, что в Грузии проживает значительное число мусульман – это этнические грузины, азербайджанцы и другие. И в любое время у кого-нибудь из них может появиться вполне справедливое желание носить ту или иную вещь, которая соответствует их религиозным взглядам. Тогда как подобный запрет однозначно бы ограничил их свободу и нарушил права", – поясняет Гванца Ломайя.
Многие надеются, что подобный запрет не найдет поддержки у законодателей.
КОММЕНТАРИИ