Гей-пара из Москвы – Андрей Ваганов и Евгений Ерофеев – запросила политическое убежище в США после обысков по делу об усыновлении детей, сообщили в ЛГБТ-группах "Выход" (Санкт-Петербург) и "Стимул" (Москва), юристы которых представляют интересы мужчин.
"Сейчас вся семья чувствует себя в безопасности, с началом учебного года дети пошли учиться в американскую школу и успешно адаптируются к новым условиям жизни", – говорится в сообщении.
В июле этого года Следственный комитет сообщил о начале расследования уголовного дела о халатности в отношении московских чиновников из отдела социальной защиты населения, допустивших усыновление двух детей геем. Речь идет о должностных лицах отдела соцзащиты района Марьино. Это было первое подобное дело в России. Следователи считают, что сотрудники опеки "достоверно знали" о ситуации в семье, но якобы "не предприняли надлежащих мер по защите несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
В департаменте труда и социальной защиты Москвы ответили, что дети получали полноценное воспитание: занимались спортом, ходили к репетиторам, регулярно ездили на отдых за границу.
У Ваганова и Ерофеева прошел обыск, силовики вскрыли замки в их квартире. Их родителей допрашивали в Следственном комитете. Пара в тот момент находилась в отпуске и "решила в Россию не возвращаться, чтобы обеспечить безопасность детей".
Закон о запрете "гей-пропаганды" среди несовершеннолетних действует в России с 2013 года. С этого времени в стране запрещено даже простое упоминание ЛГБТ-практик по телевидению, в прессе или на сайтах, на которых нет ограничения по возрасту, а рассказ об однополых отношениях в аудитории, где есть несовершеннолетние, грозит рассказчику штрафом до 5 тысяч рублей.
Под этот закон также подпадает явная демонстрация однополых связей в общественном месте (например, если партнеры держатся за руки или целуются) и явная демонстрация сексуальной ориентации, например, майки с надписями, значки и татуировки на ЛГБТ-тему.
Под действие закона также подпадают ЛГБТ-семьи (гомосексуальные браки в России не признаны государством, но многие геи и лесбиянки живут со своими партнерами). В случае, если у партнеров есть дети (совместные, от предыдущего брака или усыновленные), "демонстрация однополых отношений" может стать причиной визитов органов опеки и в крайнем случае изъятия ребенка из семьи.
Опасаясь, что у них отнимут детей, из России уехали уже несколько ЛГБТ-семей, в том числе Юлия (Фрэнсис) Савиновских.
В 2017 году ЕСПЧ признал российский закон "о гей-пропаганде" дискриминацией и потребовал его изменить, но российские власти настаивают на том, что он соответствует российской Конституции.