Политтехнолог Сергей Гайдай ответил в эфире Настоящего Времени на вопросы о том, чем отличаются выборы в Верховную Раду 21 июля 2019 года от всех предыдущих парламентских выборов в Украине.
— Какие особенности этой кампании?
— Особенности этой кампании, безусловно, существуют, не бывает кампаний без особенностей. Особенность этой кампании – это, как я считаю, не столько кампания в Раду, когда голосуют за партии, разные силы, сколько это третий тур президента Зеленского. В общем-то, автор этой избирательной кампании – Зеленский, он ее начал, во время инаугурации объявил о роспуске парламента и заявил главную интригу: "Я как президент не могу приступить к кардинальным изменениям в стране, пока у меня не будет собственной команды. А вот парламент мне не дает ее сформировать". Вокруг этой интриги, обратите внимание, все стратегии выглядят так: либо люди идут помогать ему, как Юлия Владимировна ("Я буду опытным премьером"), то есть идут себя предлагать ему.
— Напомню нашим зрителям, Юлия Тимошенко запускала кампанию "неопытный президент и опытный премьер", намекая на собственную кандидатуру.
— Обратите внимание, в ту же игру играл Анатолий Гриценко, который говорил: "Парень пока неопытен в игре с Путиным. А я помогу ему". Другие говорили: "Мы оппозиция, мы недовольны, мы идем, чтобы сохранить, опасность есть". Это, по-моему, и Ляшко, и Порошенко. В какой-то степени в альтернативу играет Вакарчук. Так или иначе, все развивается вокруг президента: либо мы его поддерживаем, либо мы его не поддерживаем. Сейчас выборы покажут, какой уровень поддержки президента остался и насколько третий тур сыграет так же, как и второй и первый.
— Судя по опросам различным, в эту Верховную Раду попадают очень много людей, которые не были в политике до этого, не были у власти, так называемые новые лица. Среди них действительно много новых людей, для которых госуправление и политика было чем-то далеким. Есть у вас по этому поводу какие-то опасения или ожидания?
— Ни опасений, ни ожиданий у меня нет. У меня есть по этому поводу собственное устоявшееся мнение. Мнение следующее: сам факт молодости и новизны лица ничего не меняет, если не меняются правила игры. Вот если эти новые лица сумеют серьезно поменять, вплоть до того, что менять надо так кардинально, что надо ставить вопрос: а парламент нашей стране нужен? Если нужен, то в какой форме?
Потому что если сохранить всю ту архитектуру украинской власти, боюсь, как это бывало не раз в истории Украины, новые лица ничего не поменяют. Я вам могу сообщить, что второй созыв парламента поменял парламент на 82%. Дальше если смотреть по статистике, смена парламента была почти всегда не меньше 50%, в парламент заходило всегда [50%] новых людей. Это ничего не меняет.
Новые люди ничего не меняют. Более того, для меня как для киевлянина памятны выборы, когда пришла молодая команда с Черновецким.
— Бывший мэр Киева.
— Дербанили, извините меня, киевские активы поактивнее любых других старых лиц. Поэтому не молодость определяет, а, скорее: эти люди – визионеры? Эти люди обладают политической волей? Второй момент: крики, что люди без опыта прежнего, они не сработают, – тоже несправедливы. Потому что какой опыт у прежних? Этот опыт, кстати, надо и убрать. Потому что этот опыт токсичный, как сейчас говорят в Украине про украинскую политику.
Поэтому здесь как оно будет, зависит не от того, молодые они или опытные, а будет ли в украинской власти такой драйвер, как когда-то был в Грузии в 2003 году, – драйвер реформ. Был Саакашвили, был Каха Бендукидзе. У них было видение, они понимали, что будут делать. Что-то, кстати, у них получилось.
— А здесь вы видите, у кого-то есть видение?
— К сожалению, я пока не обнаруживаю. Те легкие намеки на то, что человек переедет из одного офиса в другой, какие-то [другие намеки] – это, скорее всего, наработанные заявки, которые бывали у нас.
— Речь идет о президенте, который заявил, что съедет из традиционной администрации президента на Банковой.
— Это какие-то такие внешние "фишечки", которые бывали на всех кампаниях. Например, Ющенко обещал бандитам тюрьмы и что закон один для всех. Но, знаете, обещать – не значит жениться. В украинской политике этот лозунг очень работает. Поэтому только время покажет. У меня точно нет надежд ни на новых, ни на старых.