Ссылки

Новость часа

ФСБ вербует несовершеннолетних украинцев для поджогов автомобилей военных. Как это происходит? Расследование проекта "Схемы"


Среди украинских подростков распространяется опасный тренд – сотрудничество с ФСБ. Российские спецслужбы массово вербуют детей для диверсий в Украине. Чаще всего – для поджогов автомобилей военнослужащих ВСУ, оборудования "Укрзализныци" (Железных дорог Украины) или зданий территориальных центров комплектования (ТЦК, так в Украине называют военкоматы – НВ). Ищут "исполнителей", как правило, через группы в Telegram, предлагая заработать "быстрые деньги".

Как вербовщики и кураторы связаны с российскими спецслужбами и насколько масштабной является эта кампания – объясняет расследовательский проект Украинской службы Радио Свобода "Схемы".

"Пять минут работы: облил, поджег, снял и убежал. Нормально по 500 долларов заработаете"

"Работаем исключительно по вечерам. Зарплата – от тысячи долларов" – такие объявления размещают в телеграм-каналах по поиску работы, знакомств или информации о "рейдах ТЦК".

"Главное, чтобы потом мы это видео смонтировали и выложили его в СМИ, как гневные граждане еба**т ТЦК. Это делается для того, чтобы создать дестабилизацию внутри страны и привить негативный настрой в отношении власти у людей. Поэтому вообще по**й, что там сгорит. Самое главное, что люди подумают". Это фрагмент разговора заказчика поджога с будущим поджигателем – несовершеннолетним парнем из одного из западных регионов Украины. После того как он выполнил указание и поджег авто военного, его задержали украинские правоохранители.

Журналисты провели собственный эксперимент-расследование. Сначала нашли в телеграме тематические группы, связались с кураторами в России и получили от них четкое задание – сжечь машину украинского военного за вознаграждение. Оплату, по легенде, 16-летнему исполнителю пообещали сбросить на "мамину карточку".

Как рассказал спикер СБУ Артем Дехтяренко, несовершеннолетние более уязвимы для вербовки, поскольку не могут осознавать и просчитывать последствия своих действий, на чем и делают акцент российские спецслужбы.

"Были случаи, когда (поджигателями были) дети до 14 лет. Они еще не имеют полностью сформированного видения, не понимают всей серьезности общественного резонанса и последствий, и это просто легкий заработок быстрых денег", – рассказывает сотрудник департамента контрразведки СБУ Игорь.

Один из таких случаев сняли журналисты. 12-летний парень залегендированно общается с заказчиком. Из соображений безопасности, законов и этики, журналисты не называют имя и не показывают его лицо.

Парень: Смотри, я предложил двум друзьям. Одному – 11 лет, второму – 12. Как вообще это сделать?

"Куратор": Быстро, пять минут работы: облил, поджег, на видео (снял) и убежал. Я же тебе сбрасывал видосы. Так и сделаешь все.

Парень: А какие именно машины, без разницы? Военные или какого плана?

"Куратор": Без разницы. Главное, чтобы были либо кресты на них, либо зеленые с черными номерами. Сфотографируйте, пришлите, и, если они подходят, мы можем сегодня их сжечь. Возьми друга своего, нормально по 500 долларов заработаете.

Разговор, свидетелями которого стали журналисты, для парня уже не первый. Ранее с тем же "куратором" он вел переписку примерно такого же содержания.

"Куратор" уверял ребенка, что ему за поджог "вообще ничего не будет, максимум по заднице настучат".

Впоследствии подросток удалил чаты и заблокировал заказчика, но тот написал с другого аккаунта. Предложение подзаработать сменилось на угрозы: "Ты зачем мне е**л голову две недели, чтобы заблокировать? Зря ты это! Если сегодня не сожжешь тачку, тебе пи**а, я в СБУ отправлю наши разговоры с тобой, у меня все сохранено. Я тебе говорю, не сожжешь сегодня тачку, тебе пи**а".

Однако родители парня в СБУ обратились раньше. "В связи с тем, что ребенок ничего не сделал, он освобождается от ответственности", – говорит сотрудник департамента контрразведки СБУ Игорь.

"Не более чем просто кампания по пропаганде"

С помощью переписок с различными российскими "кураторами" журналисты выяснили, что схема в большинстве случаев выглядит одинаково. После того, как заказчик получает согласие от исполнителя или как минимум выражает заинтересованность, озвучиваются предложения:

"Поджигателю предлагают на свой выбор – это могут быть релейные шкафы на "Укрзализныце", поджог зданий или автомобилей военнослужащих. Они "бьют" на машины, мотивируя тем, что это проще, безопаснее, и за это больше заплатят", – говорит Игорь.

После того как заказчик получает первое согласие от потенциального исполнителя, дальше, как правило, ему поручают провести разведку, для утверждения. Часто требуют делать фото через спецприложение, фиксирующее координаты, время и дату снимка. За разведку платят от 20 до 50 долларов.

После получения фото "куратор" якобы проверяет машину в своей базе, и ее либо утверждают, либо отправляют искать другую. Некоторые заказчики просто заявляют: им все равно, какая машина будет сожжена, главное – "создать картинку".

"Были даже такие случаи, когда предлагали ребятам найти уже на шроте (свалка, где разбирают подержанные авто – НВ) сгоревший побитый автомобиль, главное, чтобы в нем хоть что-то было уцелевшее. Наклеить туда наклейку ВСУ и сжечь. То есть это опять же подтверждает, что это не более чем просто их кампания по пропаганде", – рассказывает сотрудник департамента контрразведки СБУ.

И эта кампания срабатывает: на нее реагируют несовершеннолетние искатели "быстрых денег".

"Среди задержанных СБУ поджигателей абсолютно разные люди. И единственное, что их объединяет, это мотивация – не идеологическая составляющая, не любовь к "русскому миру", а деньги", – говорит спикер СБУ Дехтяренко.

"Написал неизвестный аккаунт в телеграме, предложил работу"

О мотивации несовершеннолетних поджигателей журналистам рассказали подростки из Николаева, где в начале августа подожгли военное авто.

Военное авто из Николаева, пострадавшее от поджигателей
Военное авто из Николаева, пострадавшее от поджигателей

"Друг лил бензин и снимал на видео. Поджигал я", – рассказывает 13-летний Денис (имя парня, как и всех несовершеннолетних героев этого материала, изменено).

"Был страх. Только страх, больше ничего. Засняли – и бежать, потому что страшно было", – говорит организатор трех "николаевских поджигателей" Дмитрий. Ему 14 лет. Именно он предложил друзьям Денису и Максиму подзаработать.

Дмитрий, главный из "николаевских поджигателей"
Дмитрий, главный из "николаевских поджигателей"

На тот момент он уже сжег одну машину, а за 37 тысяч гривен (около 900 долларов США), которые получил за это от заказчика из России, купил себе и другу по мотоциклу.

Парень рассказывает, что сначала хотел сфальсифицировать видео поджогов и за это получить вознаграждение. Но эта идея провалилась: он смонтировал видео, но "куратор" понял, что оно поддельное. Тогда он решил отработать по-настоящему.

Во время поджога ребята попали на камеру видеонаблюдения. 16-летний Максим подтвердил, что на видео действительно он с друзьями.

Сейчас он находится под домашним арестом. Рассказывает, что в тот день поссорился с мамой, из-за чего не хотел возвращаться домой, и не придумал ничего другого, чем пойти с друзьями жечь авто, за компанию.

За поджог второго автомобиля "кураторы" заплатили ребятам 40 тысяч гривен (960 долларов США). На них юноши приобрели еще два мопеда. Но покататься не успели – их задержали днем, сразу после ночного поджога.

Правоохранители квалифицировали поджог по статье "препятствование законной деятельности ВСУ". Теперь ребятам грозит от пяти до восьми лет заключения, в лучшем случае – условный срок.

"У отца была злость, а у мамы – удивление. Отец сказал, что приедет и голову мне оторвет", – говорит Дмитрий.

За несколько месяцев до того, как ребят задержали за поджог, отец Дмитрия вступил в ряды ВСУ. Отчим Максима воюет с 2022 года. Парень говорит, что от его поступка он также был в шоке. Отец Дениса в украинской армии – с 2014 года.

В Запорожье 141-я отдельная пехотная бригада также потеряла авто из-за двух несовершеннолетних поджигателей.

17-летний Назар сейчас находится в СИЗО, куда его с сообщником поместили по решению суда после задержания за поджог двух машин в августе 2024 года. Журналисты смогли пообщаться с ним в присутствии матери.

Назар общается с журналисткой "Схем"
Назар общается с журналисткой "Схем"

Назар – студент местного училища, где учится на электрогазосварщика и слесаря. В свободное от учебы время парень работал: пек хлеб в местной пекарне. Денег, говорит, хватало. Но перед соблазном заработать больше и быстрее не устоял.

"Там стояла, грубо говоря, месячная зарплата. Но потом уже начинает доходить, что лучше бы я сейчас на работе поработал и домой пошел, чем здесь сидеть", – говорит он.

О возможности подзаработать Назар узнал, как и другие, из телеграма. Далее все произошло по уже известной и отработанной схеме: предложение, разведка, инструктаж и, наконец, поджог.

"Мне сам написал неизвестный аккаунт в телеграме, предложил работу. Он понимал, что я несовершеннолетний. Спрашивал, учусь я или нет. Я ответил, что да. Сбросил мне видео, как это делать. Этот парень, который написал мне, – его выгода была в том, что за каждого приведенного человека он получал 200 долларов. А уже меня он перевел на парня, который в России сидит, – рассказывает Назар. – Сказал, если вечером сделать, то повысят цену. Сначала до 700 долларов, потом до 800".

Деньги планировал поделить с другом, который рассказал на допросе в СБУ, что за первую сожженную машину получил от Назара около 14 тысяч гривен (330 долларов США), а за вторую не успел получить ничего – утром после поджога их задержали сотрудники полиции.

"За всеми случаями поджогов стоят российские спецслужбы – ФСБ либо ГРУ"

Диапазон расценок, которые предлагают за работу исполнителям, варьируется от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч.

Торг неуместен, но иногда несовершеннолетних вербуют, предлагая заоблачные суммы. Как, например, львовским подросткам, которым за поджог автомобилей пообещали 12 тысяч долларов. Они сожгли несколько автомобилей, но деньги получили только за одну. И не 12 тысяч долларов, а полторы.

"Были даже случаи, когда поджигатель совершил поджог транспортного средства, сбросил видео как подтверждение. Но куратор с той стороны сказал, что оно сделано некачественно, он ему за это не заплатит, и предложил сделать в ту же ночь или на следующий день еще один поджог. Как результат, не заплатили вообще ничего, заблокировали переписку в телеграме и буквально в тот же день ему в дверь постучала СБУ", – рассказывает сотрудник спецслужбы.

Оплату кураторы обычно присылают на украинские банковские карты или криптокошельки, которые ведут не к конкретным людям, а к обменникам или так называемым "миксерам" – сервисам, которые затрудняют отслеживание транзакций. Поэтому отследить с помощью движения средств, кто именно организатор поджога, – сложно. Но возможно.

Так, например, удалось выйти на Алексея Ванифатова – гражданина России из города Электросталь Московской области.

По данным следователей СБУ, которые установили его личность и криптокошелек, в июне 2024 года Ванифатов начал искать потенциальных поджигателей военных авто в Украине через телеграм. И нашел 16-летнего юношу из Киевской области, который по указанию Ванифатова поджег военный Mercedes. За что получил около 2000 долларов США двумя траншами на криптокошелек.

Алексей Ванифатов
Алексей Ванифатов

Несовершеннолетнего поджигателя задержали, а Ванифатову в Украине объявили заочное подозрение за организацию террористического акта и вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

"За всеми случаями поджогов стоят российские спецслужбы – либо ФСБ, либо ГРУ. Они пытаются создать искусственную картинку, что поджоги, которые совершаются на самом деле за деньги, делают обычные украинцы, ожидающие "русского мира" в нашем государстве, которые таким образом подают сигнал россиянам и якобы хотят сорвать мобилизацию. На самом деле, это все часть российских ИПСО (информационно-психологическая операция), которую они потом разгоняют соответствующим образом", – говорит спикер СБУ Артем Дехтяренко.

"Эти деньги не стоят того, чтобы потом сидеть"

За поджог авто украинское законодательство предусматривает ответственность для всех, даже несовершеннолетних. В зависимости от обстоятельств преступления его могут квалифицировать по пяти статьям Уголовного кодекса: государственная измена, диверсия, террористический акт, также повреждение имущества, препятствование законной деятельности ВСУ.

Наказание зависит от возраста. Например, подростки от 14 до 16, как Дмитрий из Николаева, могут привлекаться к ответственности только по отдельным статьям. А уже с 16, как Максим или Назар из Запорожья, могут отвечать сполна.

"Если мы говорим о ребенке от 14 лет, то это от трех до семи лет. И, возможно, это будет условный срок. Если несовершеннолетнему, совершившему поджог, исполнилось 14 лет, он уже является субъектом уголовной ответственности как минимум за умышленное уничтожение или повреждение имущества путем поджога. Для лица, которому не исполнилось 18 лет, максимальная мера за тяжкое преступление – семь лет", – рассказал юрист Армен Нерсесян.

Если ребенку нет 14, последствия все равно будут.

"К ним могут быть применены принудительные меры воспитательного характера, предусмотренные Уголовным кодексом Украины, одна из них – обязательство возместить причиненный вред. И владелец автомобиля – это либо военная часть, либо непосредственно военнослужащий – имеет право подать иск о возмещении нанесенного ущерба", – говорит юрист.

В СБУ сообщили, что начиная с мая 2024 года задержали более 160 поджигателей всех возрастов. Часть дел – уже в суде.

А в конце сентября в публичном реестре появился один из первых приговоров суда. Киевский райсуд Одессы принял решение – пять лет лишения свободы для 19-летнего поджигателя. Правда, после признания вины и соглашения с прокурором, полного возмещения ущерба за сожженное авто и экспертизы, ему дали шанс – испытательный срок в один год на свободе.

"Я уже понял после второго поджога, что я натворил. Это очень плохо. Такого делать нельзя", – говорит Максим.

"Я мог этого не делать. Меня никто не заставлял, это мне было не нужно. Если это произойдет (заключение – ред.), то отсижу. Хорошо все обдумаю. Будет время", – рассказывает Дмитрий.

"После суда, пожалуй, сразу, как посадили в машину, думаю – если еду в СИЗО, то, скорее всего, там я уже досижу. Хотелось бы домашний арест. Начинаешь осознавать, когда уже здесь находишься. То есть если бы меня как-то раньше привезли, показали и рассказали, то, наверное, оно бы скорее дошло, – вспоминает Назар. – Эти деньги не стоят того, чтобы потом здесь сидеть. Лучше эти деньги пойти нормально заработать и быть с чистой душой".

Материал полностью можно прочитать на сайте украинской службы Радио Свобода.

XS
SM
MD
LG