23 мая власти Беларуси заставили пилотов самолета Ryanair, который летел из Афин в Вильнюс над территорией Беларуси, отклониться от маршрута и сесть в аэропорту Минска. Когда самолет оказался на земле, силовики задержали главного редактора оппозиционного телеграм-канала Nexta Романа Протасевича, который находился на борту: о его судьбе уже сутки ничего не известно. В Беларуси Протасевича обвиняют по статьям о терроризме и экстремизме.
Власти Беларуси объявили, что заставили сесть лайнер и подняли в воздух истребитель для его сопровождения якобы из-за полученного сообщения, что на борту была заложена бомба. Сообщение о бомбе Минск позже признал ложным, однако продолжает настаивать на том, что угроза взрыва якобы была реальной, и называет свои действия "оправданными". Минск пока отрицает, что истребитель прямо угрожал сбить самолет, но глава Ryanair Майкл О'Лири уже назвал принудительную посадку лайнера "государственным угоном" и "воздушным пиратством" со стороны белорусских властей.
Советник Светланы Тихановской по международным отношениям Франак Вячорка в эфире Настоящего Времени рассказал о задержании Протасевича, о слежке и о безопасности перелетов членов Координационного совета.
– Франак, что вы знаете о судьбе Романа Протасевича, его девушки Софии Сапеги на данную минуту?
– Я думаю, что я знаю то же самое, что и вы от родителей Романа Протасевича. Поступает такая противоречивая информация, мы слышали, что он находится в госпитале, у него проблемы с сердцем. Понятно, что никто его не освободит. Понятно, что даже если он в госпитале, он находится под конвоем. Результат это пыток, жестокого обращения или еще чего-то – мы точно сказать не можем. Но то, что мы будем продолжать требовать его освобождения, то, что его удерживают незаконно, – мы об этом говорим каждую минуту, каждый час.
Только что Светлана Тихановская закончила разговор с министром иностранных дел Франции, перед этим она разговаривала с советником по национальной безопасности президента США Джейком Салливаном, а еще три часа назад – с Жозепом Боррелем. И на каждом разговоре обсуждается судьба Романа Протасевича, и каждый говорит про то, что сделает все возможное, чтобы освободить его из тюрьмы так же, как и всех политзаключенных.
– Франак, а у вас есть объяснение, почему именно Роман Протасевич? Все-таки он не политик, вообще непубличная фигура, каналом Nexta уже не занимается. Почему ради него развернули борт, подняли в небо истребитель, спровоцировали такой международный скандал?
– Потому что добрались до него. На его месте могли быть и Тихановская, и Вячорка, и Мотолько, и любой другой активист, и любой другой белорус или журналист, который попал в радары лукашенковского… У них может быть три цели. Первая – это получить от него информацию про других людей, других авторов телеграм-каналов. Второе – это получить доступ к самим каналам. И третье – это отомстить, потому что Роман много лет боролся за свободу, писал правду, давал людям трибуну, и он стал личным врагом Лукашенко.
– Франак, вы сказали "мог оказаться кто угодно". Тогда вам вопрос как советнику Светланы Тихановской. Ее команда при покупке авиабилетов берет в расчет, полетит ли борт над территорией Беларуси?
– Теперь будем точно брать. У нас уже были консультации со службой охраны, и мы приняли решение, что не будет больше полетов над территорией Беларуси. На самом деле, никто не мог себе представить, что такое возможно. Потому что на самом деле это Голливуд. То, что произошло вчера, что происходит сегодня, – это трудно себе представить.
Мы знали, что Лукашенко неадекватен, но что настолько, чтобы ввязываться в международный скандал, нарушать всевозможные международные нормы, сажать истребителем самолет в Минске ради 26-летнего парня, – никто себе представить не мог. Но теперь мы понимаем, что он не в адеквате, режим террористический, поэтому мы сделаем все возможное, чтобы, с одной стороны, наказать режим за то, что он проделал, с другой стороны – чтобы защитить своих людей.
– Франак, мы сейчас в прямом эфире показываем карту Flightradar24, как большинство самолетов облетают уже территорию Беларуси, хотя официально какого-то коллективного решения Европейского союза или других западных стран не принято. Но тем не менее картина сейчас такая. Франак, вы сказали, что будете принимать дополнительные меры безопасности – то есть над территорией Беларуси ни в коем случае вы летать не будете?
– Теперь мы знаем, что лукашенковские кагэбэшники работают не только на территории Беларуси. Мы знаем, что Романа сопровождали люди в афинском аэропорту, он сообщил за пару часов до отлета, что какие-то подозрительные люди сфотографировали его паспорт. Поэтому мы допускаем, что и в Вильнюсе, и в Киеве, и в Варшаве могут быть люди Лукашенко. Поэтому нужно быть осторожными.
Но с другой стороны, мы должны быть прозрачными, это наша сила, и этим мы отличаемся от Лукашенко. Мы говорим открыто, чем мы занимаемся, какие наши ценности, какие наши идеи, нам нечего прятать. Но с другой стороны, осторожность, физическая безопасность имеет огромное значение. И здесь разговор не только о Светлане Тихановской, но и о всех тех, кто вынужденно покинул страну после августа 2020 года.
– А вы слежку за собой не наблюдаете? У нас относительно недавно был Павел Латушко, который говорил, что за ним слежка есть.
– Мы не исключаем слежку, разные ситуации бывают, на самом деле информируют о подобных случаях, когда есть слежка или какие-то намеки и риски слежки. Но мы делаем все возможное, чтобы обезопасить сотрудников офиса Тихановской, кабинета Тихановской, мы на связи с варшавскими структурами, с Координационным советом, и последние три недели на звонках мы обсуждаем именно безопасность членов КС, тех, которые находятся в Беларуси, и тех, которые находятся за границей. Ну и, конечно же, мы работаем с местными властями, польскими, литовскими, латышскими и украинскими, чтобы определять угрозы и их нейтрализовать.
– Франак, вы в начале нашего разговора сказали, что Светлана Тихановская сейчас общается со многими мировыми лидерами. А предмет разговоров какой?
– Сегодня все разговоры о том, каким образом помочь белорусам, которые продолжают борьбу в Беларуси, освободить политзаключенных, а также привлечь к ответственности всех виновных в нарушениях прав человека, в том числе тех, которые реализовали спецоперацию вчера. С одной стороны, идет разговор о санкциях, связанных с инцидентом в воздушном пространстве, это исключение лукашенковской Беларуси из международных организаций и договоров.
Также исключение из Интерпола, но также мы говорим и о санкциях против всех пособников режима, таких как судьи, прокуроры, которые, например, проводили спецоперацию против TUT.BY. Мы говорим о точечных финансовых, экономических санкциях и ограничениях против предприятий, которые поддерживают режим Лукашенко, и против отдельных олигархов, которые финансируют режим.
Сейчас очень важно не допустить безнаказанности, потому что в нашей стране торжествует безнаказанность. Последние шесть месяцев репрессии ужесточаются, громят правозащитников, СМИ, рабочих, и мы просим международное сообщество нам помочь, чтобы, опять же, добиться правосудия для всех виновных.