В Забайкальском крае бушуют степные пожары. Огонь перекидывается на близлежащие города и села. Первого мая в городе Борзя, по официальным данным, сгорели три улицы, 10 жилых домов, пострадали 13 человек, в том числе пятеро детей. Но местные жители уверяют: жертв пожара гораздо больше, просто власти не считают их пострадавшими, а сгоревшие дачные дома, хозпостройки и заборы называют "незначительным ущербом".
Погорельцы говорят, что помощи они не получают, потому что местные власти Борзи бросили все силы на подготовку к параду 9 мая. К слову, сейчас в городе находится воинская часть, в которой мобилизованные из Борзи и всего региона проходят подготовку перед отправкой на войну в Украину.
"Почему некому было тушить пожар? А вы еще больше мужиков под пули бросайте!"
"Во время пожара нас тут и не было, я дома был, в городе, – рассказывает Александр. – Горело все жутко: вышел в магазин, за хлебом, а вокруг – запах гари и из-за дыма не видно ничего. Я уже позже из интернета узнал, что от наших огородов и дач ничего не осталось. Сразу сюда рванул".
О том, что еще пару дней назад здесь был степной пожар, говорят не только сгоревшие постройки, но и горячая земля: жар чувствуется даже через толстую подошву обуви. Кое-где продолжают тлеть бревна.
"Власти уверяют, что 10 домов сгорело, – говорит Александр. – Да какие там 10 домов?! Вы посмотрите сюда, у нас здесь только участков не менее 20. А еще со стороны дороги сколько погорело".
В общей сложности под огонь попали 40–50 участков с разными постройками. Доказать, что огонь уничтожил их имущество, и добиться реальной оценки ущерба погорельцам еще предстоит.
Чиновники объявили, что средства для помощи погорельцам "должны быть выделены в ближайшее время из городского бюджета". Но позже выяснилось, что из-за долгов администрации счета заморожены и есть проблемы даже с выплатами заработной платы муниципальным служащим и бюджетникам.
"Да, выплаты должны быть из местного бюджета. Сейчас списки еще составляются, собираем информацию. По поводу того, каким образом все будет выплачиваться, не могу сказать. Ищем какие-то варианты", – объяснил сотрудник борзинской администрации.
К пятому мая власти Борзи нашли деньги только на первоначальные выплаты в 10 тысяч рублей. При этом чиновники объявили, что обещанные ранее компенсации в 100 тысяч получат немногие, так как далеко не все сгоревшие дома они признают "реальным ущербом".
"Некоторые "самострои" вообще не признаются полноценными жилыми домами!" – заявили в пресс-службе администрации.
"Денег в регионе нет – все уходит на войну с Украиной, – говорит пострадавшая от пожара Зинаида, – почему некому было тушить пожар? А вы еще больше мужиков под пули бросайте! Почему нечем платить? Нужно же на вооружение отправлять и в карман вышестоящим складывать. Сейчас власти будут искать возможности, чтобы не платить людям, потому что нечем! Три года назад мы уже горели, люди потеряли дома, в том числе и моя бабушка. Думаете, ей много выплатили? 20 тысяч рублей за сгоревший дом! А у нее все было: жилое помещение, добротные постройки, живность. Так тогда мы еще войну не спонсировали. Что уж теперь-то ждать".
"У тебя метла есть? Будем огонь разгонять"
Компенсацию за сгоревший магазин ждет и семья Манукянов. Во время пожара их торговый павильон оказался на пути у огня. Здание осталось без крыши.
"Когда пожар начался, нас не было в городе, – вспоминает Камела, мать владельца магазина. – Когда ехали обратно, то поняли, что происходит нечто ужасное: вокруг дым, дышать невозможно. Когда все-таки доехали до магазина, я сразу же вбежала внутрь. Потом услышала мужской голос: "Выходите на улицу, крыша горит".
Когда Грач Манукян увидел, что огонь приближается к магазину, он пытался вызвать пожарных. В итоге тушил магазин он в одиночку.
"Я схватил ведро, стал набирать воду, тушить. Ко мне в это время подбегает полицейский и говорит, что огонь подходит с другой стороны. Я заорал, потребовал вызвать пожарных. Полицейский мне: "У тебя метла есть?" Я его спрашиваю, зачем ему метла. Он мне отвечает, что ею будет огонь разгонять. В тот момент пожарные тушили дома неподалеку, и я вспомнил, что у меня есть шланг в машине – только побежал взять, и тут крыша вспыхнула. Забежал в магазин, заорал всем, чтобы покинули помещение, – вспоминает мужчина. – Минуты через две приехали пожарные, толком ничего не тушили, стояли и мыли стены. Если бы не огонь, честное слово, я бы им челюсти поразбивал. Но тут их начальник пришел, стал материть – сразу же за работу взялись. Правда, потом ушли, так и не дотушив. Там уж мы сами, лейками заливали".
Семья Манукян все еще не получила никакой помощи, хотя, по словам Грача, чиновники уже были у него в магазине.
"Губернатор говорит, что чуть ли не мы виноваты"
Александр Рукавишников вместе с братом, сестрой и племянником последние несколько лет жил в многоквартирном бараке, который сгорел одним из первых. Сразу же после пожара Рукавишниковых и их соседей разместили в городском общежитии.
"Мы очень боимся, что нас сделают виновными в этом пожаре. У нас все сгорело, вплоть до документов, – жалуется Александр. – Я во время пожара даже и не думал что-то брать, я астматик, мне сразу плохо стало. Очнулся уже здесь. А тут губернатор приезжает и начинает нам говорить, что чуть ли не мы виноваты".
Сразу же после пожара погорельцев посетил губернатор Забайкалья Александр Осипов. "На будущее вам говорю: нужно пожаров опасаться, – заявил он погорельцам, – нужно траву убирать, никаких пиломатериалов не должно оставаться. Я смотрю, везде во дворах валяется дерево, трава у всех нескошенная. Все знают, что пожароопасный период, и при этом не удаляют ничего. А потом от этой травы дом и сгорает".
"Я даже не сразу понял, о чем он говорит, ведь мы всегда вовремя чистили участки от травы, – говорит Александр Рукавишников. – Еще я удивился, узнав о том, что представители администрации обязаны проводить ежегодный противопожарный инструктаж среди населения. Они к нам не приезжали ни разу. У нас МЧС вспоминает о траве, только когда пожар случится. И опашек никогда не делали".
По словам Александра, после единственного приезда губернатора никто из руководства региона в Борзе больше не появлялся.
"Боимся, что будем следующими"
Представители МЧС назвали предварительной причиной возникновения лесного пожара возгорание на борзинском мусорном полигоне. Эта свалка существует несколько десятилетий.
"Оттуда огонь и пошел, все моментально вспыхнуло. Ветер головешки позакидывал, в один огород прилетело, а за ним и другие пошли", – объясняет местный житель Константин.
Через два дня после пожара жители в Борзе уже начали готовиться к 9 Мая. На главной площади репетировали парад, а сотрудники местной администрации развешивали георгиевские ленты и другую символику.
А еще через день мусорный полигон на сопке полностью ликвидировали: самосвалами привезли почву и посадили траву, а весь мусор перевезли в соседний Краснокаменский район.
"Мы боимся, что будем следующими, – говорит Елена из Краснокаменска, – у нас и так полигон немалый, и дома неподалеку от него находятся. Нашему полигону много лет, а сейчас, получается, объединяют две свалки. И что будет дальше? Еще один пожар?"