Ссылки

Новость часа

Исчез пармезан, закончилось вино. Чем грозит экономике Европы пандемия коронавируса


Европе удалось справиться с первой волной "коронавирусных проблем": в последние дни статистика новых случаев заражения вернулась к показателям середины марта. Впрочем, аналитики предупреждают: теперь Евросоюзу предстоит вторая волна неприятностей – экономический кризис, который потребует много денег и умения действовать сообща.

Чем грозит экономике Европы пандемия коронавируса
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:22 0:00

"Недостаточно людей, чтобы разлить вино по бутылкам"

Увидеть признаки надвигающихся проблем я могу буквально у себя под боком: в небольшом фермерском магазине рядом с моим домом в Брюсселе сначала исчез пармезан – этот сыр производят в итальянской провинции Эмилья-Романье. Следом закончилось французское вино.

"Проблема в том, что у производителей недостаточно людей, чтобы разлить вино по бутылкам, чтобы наклеить этикетки и чтобы вино затем отправить нам", – рассказывает менеджер фермерского магазина Ханна Вандервекен.

Ханна Вандервекен
Ханна Вандервекен

В магазине рады, что нет хотя бы проблем с овощами – они местные, с ферм в окрестностях Брюсселя. Но проблема в том, что на полях не хватает сезонных работников, говорит Ханна: "Я знаю, есть идея: бельгийцев, которые сейчас остались без работы либо работают неполный день, привлечь к сбору урожая".

Ответственное потребление и дешевые кредиты

Житель Брюсселя Леонардо Сартори думал, что нашел работу мечты. В начале 2020 года он по европейской гуманитарной программе уехал работать в Ливан:

"Когда вирус начал распространяться, нас всех вернули, проект заморозили. К счастью, я хоть не должен платить за аренду квартиры. Но для многих моих знакомых это уже проблема. Особенно если кто-то работал в области услуг, в барах, ресторанах".

Леонардо дает интервью через окно – в Брюсселе строгий карантин. Все закрыто, работы нет, зарплаты тоже. Как и понимания того, как долго все будет продолжаться.

Леонардо Сартори
Леонардо Сартори

"Мне, в принципе, многого не надо. Я довольно быстро адаптировался. Но, конечно, я не могу сейчас позволить себе дорогую еду, дорогие вещи. И также я стараюсь потреблять ответственно, не переводить продукты", – рассказывает Леонардо Сартори.

В любой момент он может обратиться за помощью к государству: тем, кто остался без работы, правительство платит часть зарплаты. Владельцы бизнеса могут рассчитывать на дешевые кредиты.

Страны Европы объявили беспрецедентные программы помощи. Правительство Испании подготовило для этих целей 200 миллиардов евро. Во Франции объявили о государственных гарантиях на 300 миллиардов евро. Наибольший пакет поддержки утвердила Германия – 750 миллиардов евро. Правда, это все же программы национальные. Чем богаче страна – тем больше денег.

"Нужен план Маршалла по восстановлению Европы"

Но политики признают: без совместных действий Евросоюз может не справиться. Когда Европа столкнулась со вспышкой нового коронавируса COVID-19, стала очевидна неспособность стран ЕС быстро и эффективно координироваться между собой в сфере охраны здоровья: в этих вопросах Брюссель имеет мало влияния, и каждое правительство принимает собственные решения. Теперь на горизонте появилась вторая волна проблем – экономических, и в Евросоюзе думают, как не допустить повторения сценария. Чиновники наднациональных институтов в Брюсселе начали с признания ошибок.

"Да, это правда, что никто не был готов к этому. Также правда, что многих не было рядом во времена, когда Италия требовала, чтобы ей протянули руку помощи. И да, совершенно верно, что за это Европа в целом приносит свои искренние извинения", – заявила президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

"Нам нужен план Маршалла по восстановлению Европы, и он должен быть разработан немедленно, – говорит Урсула фон дер Ляйен. – Мы будем использовать всю силу европейского бюджета, чтобы привлечь огромное количество инвестиций, необходимых нам для восстановления единого рынка после коронавируса. Мы максимально загрузим его, чтобы обеспечить инвестиции в важнейшие первые годы восстановления. Потому что этот кризис отличается от любого, что мы знали".

Чтобы согласовать общеевропейский ответ на экономический кризис, странам ЕС понадобилось несколько недель дискуссий. В результате сошлись на сумме 540 миллиардов евро. Деньги пойдут на зарплаты, на кредиты для компаний, на займы для пострадавших стран. Одни аналитики качают головой: это далеко не обещанный план Маршалла. Другие отмечают: Европа снова продемонстрировала способность договариваться и находить компромисс.

Одобрить согласованные 0,5 триллиона евро на спасение экономики лидеры Евросоюза попробуют уже на этой неделе, собравшись 23 апреля на виртуальный саммит.

По теме

XS
SM
MD
LG