В Украине уже два месяца идет война, и с приходом весны участились случаи подрыва гражданских на никем не маркированных минных полях. Чаще всего жертвами становятся лесники и фермеры, которые выезжают в поля на тракторах.
Украинские саперы призывают фермеров не спешить начинать работу и не ездить полевыми дорогами, а сначала дождаться разминирования. Те же призывы относятся и к тем, кто на на майские праздники и Пасху планирует выехать из города в лес на шашлыки. Процесс разминирования может быть очень длинным: в Киевской области сейчас подрывом неразорвавшихся мир и снарядов занимаются несколько саперных бригад. Но, например, по житомирскому направлению им пока удалось разминировать лишь около 30% территории, а ведь есть еще и другие направления.
Сегодня одна из саперных бригад работает на территории лесного хозяйства недалеко от Киева: там в лесу пряталась российская артиллерия. Когда начинался обстрел, орудия выкатывались на поле (там явно видны следы от гусеничной техники), отстреливались и прятались обратно в лесу. Поле и подходы к позициям, скорее всего, были заминированы.
"Тут стояла батарея РЗСО, поэтому они прикрывали фланги и место дислоцирования противотанковыми средствами", – объясняют украинские саперы, которые тщательно осматривают каждый сантиметр леса.
Александр – один из саперов. Он объясняет, что противотанковые мины срабатывают, если на них давит большой вес. Также подходы к батарее могли быть заминированы при помощи противопехотных мин: у них тоже есть характерные признаки осадка грунта, небольшая лунка.
Несколько дней назад на соседней опушке леса подорвался гражданский автомобиль. Поэтому сантиметр за сантиметром саперы тщательно проходят дорогу – каждый день по ней будут ездить лесники.
"Это наша работа, ребята будут тыкать каждый сантиметр: сколько надо – столько и будут тыкать. Мы осторожно проводим проверку", – говорят саперы.
В уже разминированной лесопосадке – уничтоженные российские системы залпового огня "Ураганы" и "Смерчи". Тут же саперы нашли боеприпасы к ствольной артиллерии. Григорий, который живет в дачном поселке недалеко от лесхоза, даже общался с российскими артиллеристами, но вспоминать об этом не хочет.
"Говорили, что "освободительная" армия, больше ничего не рассказывали. Были буряты, россияне. По домам ходили, ломали все, крушили, вывозили тачками, – рассказывает он.– Страшно было, тяжело. Слава богу, они уехали".
В этом же районе, недалеко от небольшого дачного кооператива, саперы нашли неразорвавшуюся авиабомбу со сбитого российского самолета. Его останки до сих разбросаны по всему полю. Военные говорят, что одну бомбу самолет таки успел бросить на соседний населенный пункт, а вот остальные три остались на крыльях. Это ФАБ – неуправляемая осколочно-фугасная бомба.
"Это именно те самолеты, которые принимали участие в бомбардировке Копылова. Там работала пара СУ-25. Они работали в два захода, в два захода сбрасывали эти бомбы. Частично попали по центру села, частично по полю возле села. И потом они уходили. Их сбивали наши самолеты, – рассказывают украинские саперы. – Российская Федерация повсеместно использует этот боеприпас для уничтожения городов и сел. Если вы были в Бородянке, то видели, что он может полностью уничтожить подъезд пятиэтажного дома, при прямом попадании".
Подрывают бомбу саперы издали, из блиндажа, с расстояния более чем в километр. За авиабомбой подрывают также найденный танковый снаряд и осколки от реактивной артиллерии.
"Очень! Очень много находим. Руководитель группы разминирования может рассказать, ежедневно более ста снарядов, – рассказывает Александр Павлий, командир 112-й бригады территориальной обороны Киева. – На данном направлении у нас работает 4 подразделения в разных населенных пунктах. Также работают подразделения не только 112 бригады, но и остальных военных формирований".