Суд в Алматы 10 апреля приговорил к 6 годам условно лидера незарегистрированной Демократической партии Казахстана Жанболата Мамая. Политического активиста, которого часто называют "казахстанским Навальным", признали виновным в оскорблении представителя власти, распространении заведомо ложной информации и организации массовых беспорядков. Также ему запретили заниматься политикой, журналистикой и публицистикой и участвовать в работе общественных организаций.
Мамай получил широкую известность своими разоблачениями правящей элиты Казахстана, в том числе близких к Назарбаеву и Токаеву представителей правящей партии. По всей видимости именно по этой причине его дело рассматривалось в закрытом режиме. Среди прочего он выпустил расследование о деятельности акима Алматы Бауыржана Байбека: суд ранее обязал Мамая удалить этот фильм. Также власти обвиняли его в распространении фейков о кредитной амнистии и в оскорблении полицейского. Что касается "организации массовых беспорядков", то таковыми власти называют митинг 4 января 2022 года на площади возле комплекса Almaty Arena на окраине Алматы во время "январских протестов": Мамай ранее заявил о непричастности к этой акции.
После оглашения приговора активист заявил, что не согласен с приговором суда и обжалует его. "Я считаю, что это полностью политически мотивированный приговор", – подчеркнул он.
Жена Жанболата Мамая Инга Иманбай прокомментировала Настоящему Времени приговор, вынесенный ее мужу.
– Приговор суда стал для вас неожиданным или вы все-таки надеялись, что Жанболата Мамая могут в итоге оправдать?
– Нет, абсолютно никакой надежды или иллюзий на оправдательный приговор у нас не было. Об этом Жанболат в своем последнем слове также заявил, сказав, что он не ждет справедливости. Но мы не согласны, абсолютно не согласны с решением, о чем сегодня Жанболат после оглашения тоже заявил. Мы будем обжаловать приговор и с помощью международных организаций будем добиваться справедливости в ООН. Будем подавать заявление в Комитет ООН по правам человека.
Решение абсолютно политически мотивировано. Причем здесь массовые беспорядки и журналистская деятельность, а также использование соцсетей? Они (власти) этим решением явно показали, что не хотят видеть Жанболата в качестве оппонента Токаева, даже через 6 лет, когда каденция Токаева закончится. И они хотят, чтобы тот президентский срок, который уже утвержден за Токаевым, проходил без потрясений.
А Жанболат, как очень активный и популярный политик, им будет в этом мешать. И я считаю, что это абсолютное наказание за популярность. Мы привели массу доводов, неопровержимых доказательств того, что Жанболат ни в чем не виноват. А следствие и суд на протяжении больше одного года не могли предоставить ни одного доказательства, ни фото, ни видео, ни другого факта вины Жанболата. Но такой приговор и политическое ограничение его во всем показывают, что это политически мотивированное решение и расправа с оппонентом.
– Вашему мужу теперь нельзя заниматься ни политикой, ни общественной деятельностью, нельзя даже оставлять публикации в соцсетях. Учитывая все это, у него и у вас есть какая-то стратегия, как дальше вы вообще будете в рамках вашей политической партии?
– Однозначно борьба будет продолжаться. Жанболат, несмотря на молодой возраст (ему скоро будет 35), уже на протяжении 15 лет занимается политикой и борьбой за лучшее демократическое будущее Казахстана. И несмотря ни на что, эта борьба будет продолжаться.