Днем в субботу, 24 июня, стало известно, что три самолета специального летного отряда "Россия", который отвечает за транспортировку президента РФ и первых лиц государства, вылетели из Москвы в сторону Санкт-Петербурга. Один из бортов – президентский ИЛ-96 с бортовым номером RA-96022. В районе Твери самолет начал снижение, после чего выключил транспондер.
Дмитрий Сухарев из расследовательского проекта "Система" в эфире Настоящего Времени объяснил, почему пришел к выводу, что Владимир Путин мог с большой вероятностью вылететь из Москвы в Валдай. При этом, по заявлению пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, Путин "работает в Кремле".
Утром Путин назвал начавшийся в Ростовской области мятеж основателя ЧВК "Вагнера" Евгения Пригожина "изменой" и "ударом в спину". Продвижение вагнеровцев по территории России продолжается, сообщалось о "боевых мероприятиях" в Воронеже и технике ЧВК в Липецкой области. Сам Пригожин заявлял, что намерен идти в Москву, чтобы привлечь к ответственности Минобороны России. В Москве введен режим контртеррористической операции, а понедельник объявлен выходным днем.
— Как можно и можно ли сейчас понять, где находится руководство российского государства?
— На самом деле, понять достаточно сложно, где они на самом деле находятся. Известно, что Владимир Путин кроме самолетов использует и поезда. Но видно, что все самолеты спецотряда "Россия" в пятницу вернулись в Москву из всех своих поездок (а длительных поездок в принципе ни у кого не было). Как правило, в выходные все такие самолеты стоят во Внуково. Вот эти три борта – это были первые три борта, которые вылетели сегодня, – то, что они полетели на Петербург и, я так понимаю, президентский самолет полетел все-таки на Валдай. Потому что было видно на сайте Flightradar, что перед отключением транспондера самолет начал снижаться: это может свидетельствовать как раз о том, что самолет заходил на посадку на военную авиабазу "Хотилово-2" – куда, собственно, летал самолет Ковальчуков перед известной речью Путина. И есть вероятность того, что Владимир Путин находится на Валдае, это, как известно, одна из его любимых резиденций. А остальные чиновники начали постепенно перебираться в Петербург.
— Я уточню: мы говорим все время "президентский борт", а кроме Путина этот борт кого-то может перевозить, то есть сам по себе он может летать без Путина или нет?
— Он может летать без Путина, но вот этот конкретный Ил-96 кроме Путина не использует никто. Есть несколько самолетов, на которых летает исключительно Владимир Путин, в том числе, например, второй борт Ту-214ПУ. Это специальный борт, на котором, словом, есть ядерная кнопка. Он предназначен для того, чтобы в случае какой-то ядерной опасности, войны или, в принципе, какой-то опасности, чтобы из этого самолета можно было руководить войсками: там есть спецсвязь, он специально оборудован для всего этого. Поэтому вот этими двумя бортами летает исключительно Владимир Путин. А если брать третий борт, Airbus, то на нем был замечен Сергей Лавров, но там может в принципе летать кто угодно из тех людей, которым позволено передвигаться самолетами специального летного отряда "Россия".
— По поводу красной кнопки уточню. Если не ошибаюсь, принятие решение нажимать ее или нет должно происходить не только от лица Владимира Путина, но также и главы Генштаба господина Герасимова, и, насколько я понимаю, принимать участие должен также министр обороны. То есть если следовать этой логике, если передвигается самолет с красной кнопкой, то там не только Путин, но и в общем-то военное руководство страны?
— Нет, не обязательно они должны находиться в одном месте, эта система в общем-то сообщающаяся. При помощи спецсвязи все это объединено, не обязательно находиться в одном самолете или вообще в принципе в одном месте. Более того – это делать прямо запрещено, есть запрет на передвижение на одном борте, например, президента и премьер-министра, председателя правительства. Потому что, если что-то случиться с самолетом, то естественно все военное руководство, все руководство страны погибнет. Так же и все три человека, которые должны принять решение, например, о каком-то ядерном ударе, не должны находиться в одном месте, лететь в одном самолете. Поэтому, конечно, эта система по-другому работает.
— Есть какие-то предположения, почему Валдай, почему не резиденция, например, где есть бункер? Хотя я не сомневаюсь, что и там есть бункер.
— Я думаю, что и в Валдае это все есть. Во-первых, в Сочи нужно лететь через Воронеж, например, надо лететь над Воронежем, как правило эти рейсы все летают. Мы видим, что над Воронежем сейчас небо закрыто, там нет никаких полетов, и в общем, я думаю, что это небезопасно для руководства страны. Все мы помним сбитый боинг, тут тоже может случиться все что угодно. Более того, как говорили коллеги из "Проекта", Владимир Путин боится летать в последнее время, именно поэтому он передвигается по железным дорогам. Но понятно, что по железной дороге ехать дольше, и видимо в этот раз пришлось воспользоваться Ил-96.