28 февраля в сети широко разошлось видео того, как жители Бердянска вышли на протест против оккупации их города российскими солдатами. На главной площади у здания горисполкома собрались несколько сот человек: они пели украинский гимн, кричали на российских военных (не всегда цензурно) и требовали от них "валить домой". "Наведите порядок у себя дома! Стыдно детей убивать?" – возмущались они.
Российские военные вошли в город вечером 27 февраля. Они сразу же захватили здание администрации, выставили у него патрули и объявили местным властям, что теперь те будут работать под их контролем. Местные чиновники это делать отказались и покинули здание. А уже утром 28 февраля возмущенные жители города вышли на улицы.
Житель Бердянска по имени Евгений рассказал Настоящему Времени, что митинг продолжался более пяти с половиной часов. "Я там тоже был: горожане пришли многое сказать – выразить свое отношение к ситуации, которая сложилась в Украине в целом и конкретно в Бердянске. Было большое количество людей, несмотря на то, что перед зданием исполкома стояла военная техника, вооруженные люди. Но люди все равно пришли сказать и показать свое отношение к тому, что происходит, и громко заявить, что Бердянск – это Украина. Что Бердянск был украинским городом и будет им оставаться, невзирая на то, что происходит в стране, в районе, в области", – пояснил он.
"Мы прекрасно понимаем, что город оккупирован. Ситуация остается напряженной, и уверенности в каком-либо стабильном завтрашнем дне нет ни у кого. Но тем не менее Бердянск и его жители верят в светлое будущее и в победу Украины, – подчеркнул он. – Боялись ли люди, что их начнут расстреливать? Все прекрасно понимали, в какой ситуации мы находимся. Все понимали, в какой ситуации находится страна и как часто оккупанты позволяют себе открывать огонь по мирным жителям. Но непосредственно на митинге царил общий дух. И он позволял людям ориентироваться на то, за что мы боремся и что отстаиваем. И не думать, насколько это все опасно. Потому что если постоянно бояться того, что может произойти, то тогда, наверное, ничего и не получится".
Евгений отдельно подчеркнул, что протестующие вели "переговоры" с представителями российских военных, которые заняли здание исполкома.
"Представители митингующих несколько раз заходили в здание, общались с военными, и вот в итоге к четырем часам дня договорились, что эти военные в полном составе должны освободить исполком, чтобы городская власть имела возможность беспрепятственно вернуться в свои рабочие кабинеты для выполнения своих функций, – говорит он. – Был еще ряд условий: российские военные на словах обещали не обострять ситуацию внутри города. Речь шла о том, чтобы они вообще ушли, чтобы сняли блокпосты, которые начали появляться в городе, и чтобы была выведена тяжелая техника – чтобы не было тревожных настроений среди горожан. Часть этих требований они обещали рассмотреть, но мы все прекрасно понимаем, насколько можно доверять этим обещаниям".
"Боев за Бердянск как таковых можно сказать, что и не было. Длительное время были военные столкновения в соседнем Мелитополе. Но после того, как российские войска взяли этот город под контроль, буквально через день они уже были в Бердянске. А основное сопротивление было именно в районе Мелитополя", – говорит Евгений. Тем не менее, по его словам, город продолжают обстреливать. 28 февраля прямо во время митинга было два взрыва: один был обстрелом акватории порта в Бердянске, а чуть позже снаряд попал непосредственно по территории порта.