Храм Преподобного Сергия Радонежского находится в городке Вища Бащестер (Villa Ballester) под Буэнос-Айресом. Он относится к Русской православной церкви заграницей под омофором митрополита Агафангела и никогда не подчинялся Московскому патриархату. Ранним вечером пятницы, 13 сентября, в ворота храма позвонили, и настоятель отец Александр Смирнов пошел открывать. Он увидел двух мужчин, которые попросили войти. "Мало ли люди храм хотят посмотреть? Помолиться? Я открыл", – вспоминает священник. На кадрах с камеры наружного наблюдения видно, как в ворота входят двое мужчин. По словам отца Александра, нежданные гости предупредили его, что сейчас к ним присоединятся еще люди, которые до этого ждали в машине. Сказали, что все они представляют РПЦ. Всего посетителей было пятеро. Их сняла камера наружного наблюдения.
Первым в ворота зашел мужчина в серой футболке и темных очках, в нем настоятель узнал Андрея Андрушкевича, сына известного в Аргентине деятеля белой эмиграции Игоря Андрушкевича (1927-2021 гг.). Отец и сын долгие годы были прихожанами церкви Преподобного Сергия Радонежского в Вища Бащестер, однако в 2000-х стали посещать другой приход, перешедший под власть Московского патриархата. Андрушкевича сопровождал, по словам настоятеля Смирнова, не говоривший на русском представитель аргентинского "Национального реестра культов". Позже присоединились епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн (в миру Петр Берзинь), представляющий РПЦЗ Московского патриархата, завсегдатай официальных мероприятий российского посольства в Буэнос-Айресе, а также еще один прихожанин РПЦЗ МП Алексей Попов (его впоследствии узнали на видео другие прихожане) и молодой священник. Последний, как видно на кадрах съемки камеры наружного наблюдения, в общем разговоре не участвовал, только сделал селфи на фоне храма.
РПЦЗ – Русская православная церковь за рубежом – возникла в 1920-е годы после нескольких волн эмиграции из Советской России, а потом СССР. Отношения с РПЦ Московского патриархата на протяжении существования РПЦЗ менялись, в 2007 году большая часть приходов за рубежом подписала Акт о каноническом общении с РПЦ Московского патриархата и стала его "неотъемлемой самоуправляемой частью". Десятки приходов в разных странах, например в Бразилии, Аргентине, США, а также Украине, Беларуси, Молдове отказались войти в состав РПЦ и сохранили автономность. Подробнее об этих отношениях речь пойдет ниже.
"Сказали, что в следующий раз придут с полицией"
"Я им объяснил, что к РПЦ никакого отношения не имею. Что назначен в приход архиепископом Сан-Паульским и Южно-Американским Григорием. А они объявили, что новым настоятелем будет какой-то Борис. Обещали вернуться 24 сентября, чтобы забрать ключи", – вспоминает Александр Смирнов. Он отказался принять документ, который ему попытались вручить. Это было письмо на бланке РПЦЗ Московского патриархата директору "Национального реестра культов" Аргентины с извещением о том, что отец Борис Гладышев назначен новым настоятелем в храме в Вища Бащестер. При этом в письме никак не упоминался и не комментировался тот факт, что эта церковь, ее бывший и нынешний настоятели, а также большинство прихожан всегда были против воссоединения с РПЦ и патриарху Московскому никогда не подчинялись. (Копия письма есть в распоряжении Настоящего Времени.) По словам отца Александра, один из "гостей" перед уходом пригрозил ему депортацией: "Сказал, что если я не подчинюсь, то меня депортируют из Аргентины. И что в следующий раз они придут с полицией".
В полицию обратился сам настоятель. Там его выслушали и посоветовали незамедлительно звонить, если гости вернутся. В крупных аргентинских СМИ вышли статьи о произошедшем с заголовками "Подали жалобу на то, что Кремль пытается завладеть аргентинскими храмами" и "Заявляют об угрозах и захвате храмов для того, чтобы заставить Русскую православную церковь в Аргентине быть лояльной Путину". 24 сентября в церкви Преподобного Сергия Радонежского в Вища Бащестер, чтобы поддержать настоятеля и вместе встретить представителей РПЦ, собрались три десятка прихожан, но за ключами так никто и не пришел. Отец Александр считает, что епископу Иоанну и его спутникам пришлась не по вкусу шумиха в аргентинских СМИ, но опасается, что они не откажутся от своих намерений.
Иерею Александру Смирнову 75 лет. В Аргентине он совсем недавно – с марта 2022 года. По образованию Смирнов инженер радиосвязи, раньше преподавал в Многопрофильном колледже при Тюменском индустриальном университете. Религией начал интересоваться в 1980-х, в 1990 году присоединился к Русской православной церкви заграницей (тогда начали создаваться приходы РПЦЗ на территории бывшего Советского Союза, что не раз вызывало протесты РПЦ Московского патриархата). По словам Смирнова, для него было принципиально быть частью РПЦЗ, а не РПЦ: "Не иметь никакого отношения к Московскому патриархату, к его связям с КГБ, а позже с Кремлем". Священник уверен, что церковь не должна быть с властью. "Акт о каноническом общении Русской православной церкви заграницей с Русской православной церковью Московского патриархата" 2007 года, по которому большая часть ранее независимых приходов за границей перешла под власть Москвы, Александр Смирнов – в тот момент диакон – не принял. Многие приходы Русской православной церкви заграницей, не принявшие власть Москвы, объединились вокруг митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского, архиепископа Таврического и Одесского Агафангела (в миру Михаила Пашковского).
Иерей Александр Смирнов служил в одном из приходов РПЦЗ в Тюменской области, но в последние годы стал задумываться о том, чтобы покинуть Россию. Он уехал из страны шестого февраля 2022 года. Больше месяца провел в Бразилии у архиепископа Сан-Паульского и Южно-Американского Григория, который и направил его в Аргентину в качестве настоятеля храма в Вища Бащестер. С тех пор на родину священник не ездил. "В Россию, какая она сейчас, я возвращаться не хочу", – говорит отец Александр. И признается, что очень бы хотел, чтобы его дети и внуки переехали в Аргентину, где самому настоятелю очень нравится.
Эмигрантский приход
Церковь Преподобного Сергия Радонежского в Вища Бащестер на свои деньги построили русские эмигранты, покинувшие страну после революции и гражданской войны и поселившиеся сначала в Европе. После Второй мировой многие из них, опасаясь выдачи в СССР, повторно эмигрировали – кто в Северную Америку, кто в Южную, в том числе в Аргентину. Приход в Вища Бащестер основали в 1949 году, а храм освятили десять лет спустя. "Русские эмигранты, отработав всю неделю, в субботу и в воскресенье приходили помогать на стройке. Они отдавали на возведение храма часть своей скромной зарплаты. Многие из них первые годы, пока не выучили испанский, не могли работать по специальности. Церковь строилась исключительно на деньги этих эмигрантов без помощи из-за рубежа или аргентинских властей. Все это требовало от членов общины больших жертв. Они во многом отказывали себе и своим детям", – рассказала Настоящему Времени одна из прихожанок храма Преподобного Сергия Радонежского. История ее семьи тесно связана с этой церковью.
Русская православная церковь заграницей появилась в 1920 году и объединила священников и мирян, покинувших из-за революции и гражданской войны территорию бывшей Российской империи. Одни не приняли власть большевиков, другие уезжали от прямой угрозы преследования и гибели. Центр РПЦЗ сначала находился в Константинополе, потом в Белграде, Мюнхене, а после Второй мировой войны – в Нью-Йорке. К РПЦЗ относилась и церковь Преподобного Сергия Радонежского в Вища Бащестер. В 1946 году Буэнос-Айрес восстановил дипломатические отношения с Москвой, разорванные в 1917-м, а тремя годами ранее Сталин "возродил" на территории Советского Союза РПЦ, признав Московскую патриархию. В 1953 году, опасаясь растущего советского влияния, русские эмигранты в Аргентине (к тому моменту уже были основаны несколько приходов) зарегистрировали "Русскую православную конгрегацию Аргентины" (Congregación Ortodoxa Rusa de la Argentina) – юридическое лицо для управления принадлежавшей русской общине недвижимостью, в том числе и приходом Преподобного Сергия Радонежского в Вища Бащестер. Именно "Русская православная конгрегация в Аргентине" управляет храмом в Вища Бащестер и сейчас. С 1965-го по 2021 год настоятелем церкви Преподобного Сергия Радонежского был отец Владимир Шленев, принципиальный противник воссоединения с РПЦ.
2007 год стал в истории РПЦЗ переломным. Большинство русских православных приходов за границей перешли под власть Москвы, а те, что проголосовали против, оказались в уязвимом положении. Как объяснил Настоящему Времени настоятель другого аргентинского храма РПЦЗ, не принявшего воссоединение с Москвой (он пожелал сохранить анонимность), как раз с 2007 года РПЦ вместе с российским посольством в Аргентине пытается завладеть независимыми церквями, не учитывая мнение настоятелей и прихожан. Используются разные способы: политическое влияние на аргентинское правительство в те годы, когда оно было лояльным Кремлю, а также судебные процессы, которые в Аргентине могут длиться годами и требуют от противоборствующих сторон больших экономических вложений. Как минимум один из храмов был буквально взят силой, говорит собеседник.
"От них можно ожидать попытки захватить храм силой, внезапным набегом, как это произошло несколько лет назад в случае с кафедральным собором Воскресения Христова на улице Нуньес в Буэнос-Айресе. Воспользовавшись тогда тем, что в храме были одни старушки, при подлом соучастии настоятеля-предателя о. Владимира Скалона туда явился Игорь Андрушкевич в сопровождении десятка молодчиков чекистского покроя, и они вытолкали великовозрастных прихожанок, одновременно покрывая их отборным матом. Не исключено, что сын Игоря Андрушкевича может попытаться поступить нынче таким же образом", – так сейчас описывает события, произошедшие после 2007 года, газета "Наша страна". Это издание, основанное русскими монархистами в 1948 году и до сих пор выходящее в Аргентине. В РПЦЗ Московского патриархата эти события интерпретировали иначе: якобы это "раскольники", не признавшие власть Москвы, действовали незаконно и пытались изгнать настоятеля церкви из храма.
Сейчас кафедральный собор Воскресения Христова в Буэнос-Айресе относится к РПЦЗ Московского патриархата, там теперь служит епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн – один из тех пяти человек, которые приходили 13 сентября 2024 года в храм в Вища Бастер. На сайте южноамериканской епархии РПЦЗ сказано, что храм Преподобного Сергия Радонежского в Вища Бащестер "незаконно занят раскольниками" – так представители РПЦЗ МП называют священников и верующих, отказывающихся подчиняться Москве. Настоящее Время обратилось в южноамериканскую епархию РПЦЗ с просьбой о комментарии, но не получило ответа.
Русский православный приход в Вища Бащестер – это не только храм, но и большой земельный участок со зданием епархиальной школы, где до 2000-х еще учились дети из русских семей (сейчас школа закрыта). На территории прихода есть здание, где ранее располагался дом престарелых, большой зал для мероприятий, футбольное поле и детская площадка – все это на протяжении десятилетий построили за свой счет прихожане-эмигранты и потомки эмигрантов. "РПЦ прежде всего интересует недвижимость. Есть за что бороться", – считает отец Александр Смирнов. Сам он живет в однокомнатной квартире при приходе. Говорит, что к повторному визиту представителей РПЦ готов, держит под рукой телефон полиции и сдавать ключи от храма не собирается.