Делегация из Израиля не смогла прилететь в Россию из-за того, что МИД России не выдает визы дипломатам. Они должны были прилететь в Москву для переговоров по делу о ликвидации российско-израильской организации "Сохнут".
Управление Минюста по Москве ранее подало иск о ликвидации в России автономной некоммерческой организации "Еврейское агентство "Сохнут", которая занимается репатриацией в Израиль. С началом военного вторжения России в Украину, по данным газеты Jerusalem Post, около 30 тысяч россиян подали заявки на репатриацию в Израиль, более пяти тысяч из них это разрешение получили. Власти Израиля заявили, что закрытие организации негативно отразится на отношениях между странами.
Бывший посол Израиля в РФ и глава программы России в Израильском институте исследований национальной безопасности Аркадий Мил-Ман рассказал в эфире Настоящего Времени, почему Россия хочет закрыть "Сохнут", удастся ли израильской стороне договориться с российской стороной и что будет с отношениями стран, если организацию все-таки ликвидируют.
— Израильская делегация летит в итоге в Москву или нет?
— Израильская делегация собирается вылететь в Москву. Проблема с визами, которые должен выдать российский МИД. Дело в том, что часть членов этой делегации являются сотрудниками других государственных структур, которые обладают дипломатическими паспортами, и по тому безвизовому режиму, который существует между Россией и Израилем, обладатели дипломатических паспортов должны получать визы. Поэтому эта делегация ждет решения российского МИДа о получении виз. Без них эти специалисты, к сожалению, не смогут вылететь в Москву.
— А правильно ли я понимаю, что это была достаточно неожиданная история, что они эти визы не получили? Есть ощущение, что как будто бы израильская сторона ждала, что это все будет быстро.
— Формально каждая страна, согласно принятой Венской конвенции о консульских отношениях, вправе не выдавать визы. Это с формальной точки зрения. По существу понятно, что, по всей вероятности, есть какое-то давление, в частности, давление на Израиль. И, соответственно, немоментальная выдача виз, для того чтобы немножко потянуть эту ситуацию. Это очевидно, это понятно, я думаю, что любой человек это прекрасно понимает.
— Иерусалим говорит, что претензии российских властей к "Сохнуту" носят не юридический, а политический характер. Вам известно, что это за претензии?
— Я могу объяснить. Начнем с самого простого. Агентство "Сохнут" было организовано в 1929 году – еще задолго до образования государства Израиль – для помощи евреям в тех странах, где были большие еврейские общины. Это международная организация, у нее огромное количество посланников и людей, которые в ней работают. Это организация, которая объединяет еврейский мир, была основана по решению Всемирной еврейской сионистской организации. Когда уже было образовано государство Израиль, основная цель "Сохнута" была – помощь тем евреям, которые хотят переселиться на постоянное место жительства в Израиль.
"Сохнут" начал работать в Москве еще до распада СССР. А после распада СССР представительством "Сохнута" в Москве была организована огромная работа с еврейской общиной, и тогда была большая волна репатриантов – мы называем это репатриацией, а не эмиграцией. Соответственно, люди тогда в больших количествах покинули не только Россию, но и другие постсоветские республики. Часть – чтобы воссоединиться с семьями, часть – чтобы жить в еврейском государстве и чувствовать себя евреями, что в принципе соответствует основополагающим правам любого человека.
Общая тенденция, которая сегодня обнаружилась, – эта проблема не вдруг свалилась на нас, это все имеет отношение к двум основополагающим тенденциям, которые мы замечаем в российской политике на протяжении последних лет. Первое – это запрет на действия иностранных гуманитарных организаций, которые действовали в России после распада СССР.
Приведу простой пример. В 2012 году Россия закрыла представительство USAID – это огромная американская гуманитарная организация, аффилированная с американским правительством, которая помогала во многих странах мира и по сегодняшний день действует практически во всех странах мира и помогает по различным гуманитарным вопросам: от помощи в сельском хозяйстве до особых курсов в тех странах, где есть потребность поднятия уровня жизни населения. В 2018 году был закрыт British Council.
— Это все понятно. А что с Израилем?
— Соответственно, война в Украине ускорила и стала катализатором этих процессов. Обратите внимание, в апреле был уже опубликован список 15 организаций, которые тут же закрыли, различные фонды. Опять же, они занимались либеральными ценностями, развитием демократии, открытостью, тем, что принято называть на Западе "гражданским обществом". Вот эти все организации закрыты.
И, соответственно, "Сохнут" – это организация, которая тоже попала в эти жернова всей этой тенденции. Вот и результат на сегодняшний день – то, что происходит. Несколько недель тому назад было действительно написано письмо, о чем я знаю лично, там действительно была фраза об утечке мозгов из России. Но основная претензия была юридически обоснована тем, что существуют неправомерные меры, которые приняла "Сохнут" в хранении личных данных российских граждан.
— Совершенно формальный предлог.
— Это абсолютно формальный предлог. Я лично не знаю, где хранятся данные российских граждан в "Сохнуте" – на серверах в России или на серверах в Израиле. Это можно спросить у "Сохнута", если они скажут.
— Вы верите, что Израилю удастся договориться о сохранении "Сохнута" в России? Это реально в нынешних политических контекстах в России?
— Это очень сложный вопрос. В этом политическом контексте в России можно ожидать всего. Я думаю, что эта история не закончится ни завтра, ни послезавтра. Это будет какое-то решение суда, это будет длиться еще какое-то время. Но общая тенденция, которая есть, она очень чувствительная для нас, она очень сложная и очень неприятная, потому что мы считаем, что у евреев есть право выезда в Израиль. Это их исконное право – вернуться на историческую родину и быть гражданами Израиля. Посмотрим, как это будет развиваться.