"Девушка – угроза чести и достоинству семьи". Как традиция ранних браков приводит к трагедиям
5 августа 2019 года
Татьяна Ярмощук, Камилла Мамедова
В Азербайджане покончила жизнь самоубийством 17-летняя Гюляр Исмаилова. Это произошло 30 июля 2019 года в поселке Алиабад Загатальского района.
Пользователи соцсетей активно обсуждают случившееся и пишут, что Гюляр собирались насильно выдать замуж за мужчину на 14 лет старше нее, а она хотела продолжить учебу и получить высшее образование. 31 июля у Гюляр якобы должно было состояться обручение, а в августе – свадьба.
Родственники Гюляр отрицают информацию о принудительном замужестве. "Ничего такого нет. Это судьба, так получилось. Ее хотели [взять в жены], но обручения еще не было. Мой брат [отец Гюляр] должен был приехать. Этот парень ей очень нравился. Она не говорила, что не хочет выходить замуж", – рассказала азербайджанской службе Радио Свобода тетя погибшей Лала Гусейнова.
Отец Гюляр живет в России, сейчас он приехал в Азербайджан. "Я не по причине помолвки здесь, таких планов не было. Причины самоубийства дочери мне не известны. Каждый пишет черт-те что! За кого мы свою дочь выдаем, никого не касается", – сказал Вюгар Исмаилов изданию Qafqazinfo.
По словам знакомых семьи, помолвки еще не было, но переговоры между родителями невесты и жениха велись.
Ирада Ибрагимхалилова, директор школы, где училась Гюляр, рассказала Qafqazinfo, что девочка хорошо училась: "Отличалась активностью. Закончила школу в этом году, однако никуда не подавала документы для продолжения образования".
По факту суицида Гюляр Исмаиловой возбуждено уголовное дело по статье 125 УК Азербайджана ("Доведение до самоубийства").
"Женщина – товар, который нужно передать в дом мужа"
Вступить в брак в Азербайджане официально разрешается в 18 лет. При наличии уважительных причин, таких как тяжелое материальное положение или болезнь родителей, брачный возраст могут снизить до 17 лет. Но часто браки с несовершеннолетними просто не регистрируют.
"За 16 лет, с 1999-го до 2015-го, в Азербайджане заключено 50 тысяч 976 ранних браков. Но это только статистика браков, о которых стало известно, в реальности их количество может быть больше. На словах общество относится к этому отрицательно, но, как видим, это все еще проблема для Азербайджана", – говорит гендерная активистка, внештатный преподаватель Бакинского государственного университета Ниса Гаджиева.
"Главная проблема – это отношение к женщине как к грузу. От нее хотят пораньше избавиться, как от лишнего рта. От девушки не ждут, что она будет себя материально обеспечивать. А во-вторых, к женщине относятся как к потенциальной угрозе чести и достоинству семьи. Женщина – товар, который нужно в целости и сохранности передать из родительского дома в дом мужа. Поэтому чем раньше девушку выдадут замуж, тем раньше она станет уже угрозой для чести и достоинства мужа и его семьи", – продолжает Гаджиева.
"Сваты начали ходить до самого университета"
Азербайджанке Мехрибан 22 года, она разведена и воспитывает ребенка. "Только сейчас начинаю обретать материнские чувства. Ощущение, что время остановилось там, в 17-летнем возрасте, я не взрослею. С другой стороны, я уже старая, словно мне 70 лет".
Разговоры о замужестве начались, когда Мехрибан было 16, она еще училась в школе. "Наш дом превратился в арену сватовства каких-то бессмысленных близких и дальних родственников и знакомых, – рассказывает она. – Мои родители отказывали всем, мол, "она еще школьница, ей еще надо учиться". Тем самым они намекали, что если я не продолжу учебу, мне грозит замужество".
Когда Мехрибан поступила в университет, ситуация ухудшилась: "Уже на первом курсе я стала замечать смягчение в тональности родителей в беседе со сватами, мне казалось, что я становлюсь тяжелым бременем, от которого родители хотят избавиться. Мне было всего 17 лет, когда мой отец ответил очередным ходокам: "Добивайтесь согласия непосредственно у нее самой. Если уговорите – она ваша".
"Сваты начали ходить за мной до самого университета. Все это пугало меня до смерти. А накануне моя семья выдала замуж сестру против ее воли, ее даже избивали для получения согласия. Я страшно боялась, что такая же участь ожидает меня".
После этого Мехрибан нашла, как она тогда думала, "выход из ситуации": "Познакомилась с одним, репутация которого не вызывала сомнения в обществе, и мы решили пожениться. Он был на 10 лет старше, я его практически не знала. Просто рассказывал мне, какой он умный и образованный. И я без малейшего понятия о мужчинах и семейной жизни решила тайком выйти за него замуж и убежала с ним".
Однако жить с этим человеком Мехрибан не смогла: "Каких только страданий он мне не причинял. Унижал, бил, насиловал. После нескольких лет такой "жизни", мне удалось развестись".
"Меня насильственно не выдавали замуж, меня просто поставили перед вынужденным выбором", – говорит она.
Дважды похитил, изнасиловал, стала женой
В июне 2019 года стало известно о похищении несовершеннолетней девочки в Грузии. Это случилось в одном из сел Сагареджо, где проживают в основном этнические азербайджанцы. Когда о девочке-подростке, дважды изнасилованной и похищенной, стали писать СМИ, полиции понадобился на поиск предполагаемого насильника один день. До этого он был в розыске с 2015 года.
О похищении девочки рассказало местное издание Reginfo. Согласно их информации, в 2015 году ей было 14 лет, а похитителю – 24 года. Мужчина с несколькими сообщниками вывез ее на ферму.
"Девочку с 24-летним мужчиной заперли в комнате сторожа. Ребенок оказывал сопротивление. Мужчина ударил ее, привязал к кровати и изнасиловал. Насильник сказал, что хотел жениться на ней. Утром родственники мужчины отвезли девочку в ее дом. Жертва рассказала обо всем родителям и сказала, что покончит с собой, если ее выдадут за него замуж. Родители девочки обратились в полицию. Жертва рассказала, как произошло преступление, назвала всех участвовавших в нем лиц. Насильник избежал следствия. Согласно официальной документации, он скрылся. Суд в качестве меры пресечения заочно избрал для него заключение. Прокуратура не обвиняла других лиц, которых жертва обвинила в соучастии", – написало издание.
Все время, пока полиция его якобы разыскивала, мужчина жил в этом же селе. Через четыре года он снова похитил эту девушку, теперь 18-летнюю, и в очередной раз изнасиловал ее, отмечает Reginfo. С апреля 2019 года по сегодняшний день жертва живет в доме насильника как его жена. Во время одного из заочных судебных заседаний по делу о похищении адвокат обвиняемого даже представил заверенное нотариусом письмо, в котором девочка и ее мать заявляют, что у них нет претензий к мужчине.
В Грузии запрещены браки с участием несовершеннолетних. Но несмотря на это, ежегодно сотни девочек-подростков выдают замуж. Больше всего ранних браков фиксируют в Аджарии, Кахетии и Квемо Картли. Официально вступить в брак в Грузии разрешается с 18 лет, в 17 – только с разрешения суда. (Раньше брак можно было заключить с 16 лет, получив лишь предварительное согласие родителей).
В ежегодном отчете омбудсмена сообщается, что в Грузии в 2018 году 738 несовершеннолетних стали родителями. 715 из них – девочки, 23 – мальчики. Согласно последнему Индексу гендерного неравенства, опубликованному Организацией экономического сотрудничества и развития в мае 2019 года, 14% девушек от 15 до 19 лет в Грузии замужем.
"В вопросе ранних браков и обручений ситуация не улучшается. Проблемы есть с эффективным и своевременным расследованием. Особенно все усложняется, когда девочка является представительницей этнических меньшинств. Часто виновных не наказывают. Как правило, они "отделываются" штрафом. Очень серьезные проблемы и в системе образования", – объясняет Анна Илуридзе, представительница аппарата омбудсмена.
"Хороший парень, да и семье легче"
Наргиз вышла замуж в 16 лет. Сейчас ей 36, у нее трое детей: 16-летний сын и две дочери – 13-ти и 3-х лет. Они живут в аджарской деревне в Квемо Картли, куда ее семья переехала из горной Аджарии.
В школу Наргиз ходила неполные девять лет, потом пришлось бросить. Говорит, было не на что покупать книги и одежду: "Нужно было помогать по хозяйству, а смысла [для меня] ходить в школу родители не видели".
С будущим мужем ее познакомили в семье старшей сестры, которая тоже вышла замуж несовершеннолетней. "Сказали, хороший парень. Да и семье так легче".
Однако, продолжает Наргиз, жить с ним было невыносимо. "Однажды он пришел домой очень поздно. Я решила, что на этот раз пронесет, бить не будет. Но он зашел в комнату и начал меня бить ногами, стащил с кровати за волосы. Дети проснулись от моего крика. Он и их начал бить. Со второго этажа меня выкинул, я сломала бедро. Правда, когда меня выкинул, он опомнился. Сам спустился, взял на руки и положил на кровать. Денег на операцию не было. Я пролежала в постели четыре месяца, пока нога сама не приросла и зажила".
Мужа Наргиз могли посадить. Но, как она говорит, "его судьбу решала вся деревня". Он клялся, что больше не будет пить и бить жену, и сельчане уговорили Наргиз не подавать заявление в полицию.
Уже после этого Наргиз забеременела третьим ребенком. Она хотела сделать аборт, но доктор не разрешил. "Пришлось родить", – говорит она. По ее словам, третий ребенок стал "спасением", поскольку после его рождения муж перестал ее бить.
"Взял и выгнал меня"
Фатиме 24 года. Сейчас она живет у тети в марнеульской деревне, куда ее отправила мать после того, как второй муж выгнал Фатиму, а отчим не позволил ей вернуться домой.
С первым мужем Фатима познакомилась, когда ей было 14. Более двух лет они общались только по телефону, а потом она решила сбежать с ним из-за проблем в семье.
"Не любил меня мой отчим. А кто будет любить ребенка от чужого мужчины?" – вспоминает Фатима.
Но и семья мужа приняла ее очень плохо: "Все просили тихо уйти, чтобы сын на них не злился".
Когда мужу исполнилось 18 лет, он ушел в армию, а Фатима осталась жить в доме его родителей. "Через два года муж вернулся с армии и в тот же день попросил меня уйти. Сказал, что больше не любит и не хочет жить со мной. Я позвала мать, они меня забрали", – рассказывает она.
Через четыре года мать нашла ей нового жениха: мужчину, который бывшую жену "выгнал за измену", а ребенка оставил себе. Мать рассуждала, что если выдать разведенную дочь за разведенного мужчину с ребенком, у него не будет претензий, говорит Фатима.
У пары родился ребенок, но умер от вируса, когда ему было 8 месяцев. А вскоре муж Фатимы помирился со своей первой женой. "Я смотрела за его ребенком как за собственным. А он взял и выгнал меня".
"Без мужа никак быть нельзя"
Хурие живет в этом же селе. Сейчас ей 27 лет. В 16 лет она по собственному желанию убежала с будущим мужем.
"А что еще? Училась я плохо. Школьная учительница всегда била меня. [Одежды] надеть [купить] было не на что. В семье денег никогда не было", – говорит она.
Но жизнь с мужем не складывается, рассказывает Хурие: "Какая любовь, когда через неделю после замужества он избил меня, потому что пришел в плохом настроении? Недавно избил меня только потому, что я дала соседу позвонить с нашего телефона. Ударил и сказал, что я не должна была этого делать. Патруль вызывала много раз. Но они по дружбе предлагали помирится, побои не замечали. Маленькая дочь не раз становилась свидетельницей избиений".
Но несмотря ни на что, с мужем Хурие помирилась. Говорит, что "без мужа никак быть нельзя".
Зависимая и покорная
Для женщин ранний брак несет множество рисков. "Физиологически и психологически девушка еще не готова создать семью, выносить и родить ребенка. Она лишается возможности получить высшее образование, а часто и закончить среднее. Лишается возможности быть финансово независимой, что в принципе и является целью тех, кто женится на ней. Финансово зависимая женщина будет покорной, с каким бы насилием она ни столкнулась в семье", – уверена эксперт по гендерным вопросам Ниса Гаджиева.
В отчете благотворительной организации Save the Children отмечается, что более 700 млн девочек в мире были выданы замуж до 18 лет. К 2030 году это число вырастет до 950 млн. Каждые семь секунд в мире выдают замуж девочку, которой нет 15 лет. Около 70 тысяч девочек-подростков ежегодно умирают во время беременности или при родах.
Все имена героинь материала изменены по их просьбе.