Команда независимых журналистов из России запустила проект "Говорит НеМосква": телеграм-канал о жизни в российских регионах. "Это истории о большом пространстве, главной ценностью которого является разнообразие. За Садовым кольцом жизнь не заканчивается – она там, наоборот, начинается", – считают создатели проекта.
Новое СМИ создается силами независимых журналистов, которые еще работают в различных регионах России, а также тех, кто вынужден был покинуть страну под давлением властей. Его главным редактором стал Виктор Мучник, ранее возглавлявший томский телеканал "ТВ2". Канал российские власти в канун 2015 года отключили от эфира, в одностороннем порядке расторгнув договор на услуги связи. После этого на основе бывшей телекомпании сотрудники создали "Агентство новостей ТВ-2". Но после начала войны в Украине его сайт был заблокирован, как и сайты десятков других российских СМИ, которые рассказывали правду о войне в Украине.
Мучник рассказал Настоящему Времени, почему авторы "Говорит НеМосква" в основном собираются писать для проекта анонимно и как медиа собирается обеспечить безопасность журналистам, которые продолжают оставаться в России.
– Обычно новые медиа привлекают читателей "на имена" журналистов, но ваши авторы, как я понимаю, предпочитают сохранять анонимность?
– У нас есть договоренность, что большинство этих людей пока не хотят обозначать себя – прежде всего по понятной причине: часть из них работает сейчас в России. Это достаточная причина для того, чтобы оставаться анонимными. Но я могу сказать, что это достаточно профессиональные люди, с серьезным опытом работы.
– В России сейчас очень сложная ситуация. Как вы собираетесь обеспечивать безопасность журналистов, которые сейчас находятся в России?
– Прежде всего мы ее собираемся обеспечивать тем, что эти журналисты будут с нами сотрудничать анонимно. И мы достаточно подробно проговаривали способы коммуникации с ними, которые считаем относительно безопасными. Темы, которые мы собираемся затрагивать, самые разные. Так или иначе это будет проблемно ориентированная журналистика. Мы намерены рассказывать о тех проблемах, которые в каждом регионе свои, но в то же время касаются всех.
И конечно, это будет и война тоже, потому что как без войны? Именно война является важнейшим фактором, который определяет жизнь регионов сейчас, даже если эти регионы удалены от театра военных действий на сотни и сотни километров.
– Скажите, вы будете придерживаться законов России, которые действуют сейчас? К примеру, называть войну в Украине "специальной военной операцией", как этого требуют власти?
– Нет, ну я не для того уехал из России, чтобы играть в эти игры. Нас, собственно и закрыли-то, если говорить о "ТВ2", за то, что мы называли войну войной.
Естественно то, что происходит, – это война. И было бы очень глупо играться в эти игры с российскими законами, которые постоянно меняются и которые, по сути дела, в нынешнем виде являются полным произволом. Мы будем руководствоваться профессиональными правилами и рассказывать о событиях так, как считаем нужным.
– Вам не кажется, что власти попытаются помешать вам работать, как это было условно с "ТВ2"?
– Я не сомневаюсь в том, что помешают. У меня лично и у многих членов моей команды уже достаточно долгая история взаимоотношений с властями Российской Федерации. И да, я думаю, что с какого-то момента нам будут мешать.